Вчерашнее нелепое дымовое шоу у стен Верховной Рады стало одной из последних попыток Тягнибока со товарищи в финишном рывке преодолеть проходной барьер на выборах-2014.
...А ведь как все здорово начиналось: сенсационные 10,44% на выборах-2012, срезанный в первый же сессионный день забор возле Верховной Рады, лютая ненависть в глазах депутатов -"коммуняк"...
Давно мечтавшая о Раде (и много для этого работавшая) "Свобода" чувствовала себя именинницей на детском утреннике.
Да что там говорить, если немало представителей русскоязычной интеллигенции, зажав нос при упоминании "моноэтничной нации" и "москальско-жидівських окупантів", таки проголосовала за "легінів" Тягнибока. Часть избирателей и "Свобода" заключили своего рода договор: вы проходите в Раду, а взамен – регулярно и на всех фронтах "даете в морду донецким". А то они нас, понимаете ли, совсем задолбали...
Из всех крупных партий "Свобода" была монополистом на право употреблять с родственной фамильярностью имя Бандеры
Из всех крупных партий "Свобода" тогда была (а точнее, казалась) фактическим монополистом на право употреблять с родственной фамильярностью имя Бандеры, по-сыновьи поминать ОУН-УПА и с гордостью скандировать: "Слава Україні – Героям слава!". В своих интервью видные члены партии прямо давали понять: патриот Украины – это человек с членским билетом "Свободы". Правда, слово "жиди" стало звучать куда реже: все же парламентская партия, пришло время обретать международный лоск...
И вскоре избиратель стал смутно ощущать, что его надули. Вместо "донецких" дали по морде тушкам Табаловым. Вместо неравного, но благородного боя с регионально-красной ордой, – красиво, но совершенно трепали с трибуны языком Михальчишина. Да еще глупо стучали талмудами по столу, вопя во все 37 глоток: "Ук-ра-їн-ська! Ук-ра-їн-ська!".
Весь пар ушел в свисток. Вместо правнуков героев Крут в украинском парламенте оказались вполне себе местечковые политиканы с националистической риторикой.
Какого рожна целовались при встрече с Татьяной Бахтеевой Олег Тягнибок и Андрей Мохник?
Впрочем, "отмазки" и светлые пятна тоже были. Скажем, вице-спикер Кошулинский, нардепы Сиротюк и Мирный в ряде ситуаций вели себя весьма достойно. В акциях оппозиции партия участвовала исправно. Да и что сделаешь небольшой фракцией в 37 человек?
Нет, все все понимали, но отчего избыточно часто возникало ощущение взаимного спаринга "Свободы" и КПУ? Какого рожна целовались при встрече с Татьяной Бахтеевой Олег Тягнибок и Андрей Мохник? И почему Александр Ефремов на заседании фракции ПР с тихой улыбкой на багровом лице сообщил своим, что с Олегом Ярославовичем у него отличные отношения, и важные вопросы они без труда сообща могут уладить?
И еще: партия все время делала глупости – и никогда толком их не признавала. И мерзкая фраза Игоря Мирошниченко о Миле Кунис, и компартийная эпопея Ирины Фарион – "Свобода" как будто специально пыталась разочаровать пристойных людей и вызвать злорадное восхищение ксенофобов и лицемеров.
А потом грянул Майдан. На нем руководство "Свободы" проявило себя ни шатко, ни валко – как, впрочем, и Яценюк с Кличко. Нет, по отдельности каждый делал свое дело, но при этом якобы отчаянно смелая верхушка вела себя так осторожно, что на их фоне внезапно проявившийся "Правый сектор" казался образцом патриотизма и отваги...
Но самое главное: "Свобода" как-то в одночасье утратила монополию на патриотизм и право указывать "справжнім українцям", что такое хорошо, а что такое плохо.
На лицах социологов, оценивающих перспективы "Свободы" в преддверии выборов, – кислый скепсис
Ни на Майдане, ни в особенности на войне старые "свободовские" лозунги не работали. Ну, какое может быть "Пам'ятай, чужинець, твій хазяїн – українець!", если первыми за Украину без Януковича легли в могилу армянин Нигоян и белорус Жизневский? Какое "Свобода прийде – порядок наведе!" – на фоне отвратительного рейда Мирошниченко со товарищи в НТКУ? И какая, с праведной пеной у рта, ""Ук-ра-їн-ська!" – когда на фронте русскоязычные дети Украины рискуют жизнью как минимум в равной пропорции с украиноязычными?
Ну, а "Слава Україні! – Героям слава!" еще с начала протестных акций скандировал весь Майдан – причем совершенно без партийно-идеологического ценза...
Претензии "Свободы" на патриотическое первородство враз куда-то испарились. (Немало рядовых свободовцев отважно сражались и сражаются на фронте – равно как и активисты партий-конкурентов). И некогда яркая партия как-то уж слишком быстро утратила остатки своей харизмы. О "профессионализме" экс-генпрокурора Махницкого и действующего министра Швайки ходят легенды, но дело не только в них. Пообтрепался "демонический" имидж Фарион, потух Мирошниченко, не так уверенно заводит толпу Тягнибок. На лицах социологов, оценивающих перспективы "Свободы" в преддверии выборов, – кислый скепсис. На лицах конкурентов – осторожное злорадство.
С очень большим опозданием партия пробует "дать огня"
Но избираться-то надо… И с очень большим опозданием партия пробует "дать огня". Вместо этого получается вонючий чадящий дым – пиар "понарошку". Как вчера у стен Верховной Рады. Да, сами свободовцы вряд ли бросали в милицию шашки и камни – на то есть специально обученные провокаторы. Но толпу для атакующих партия создала вполне сознательно. И долго не спешила уводить свою колонну с площади перед парламентом. Смотрела на то, как десятки шашек разрываются под ногами у милиционеров. Все набирала электоральные "очки". Или думала, что набирает. Потому что быть в подтанцовке у Корчинского – не самая почетная роль. Признание ОУН-УПА? Хорошо, но почему в последний день этой Рады? Поближе к выборам, чтобы избиратели забыть не успели?
…У знаменитой группы the Eagles есть песня под названием New Kid In Town, на альбоме Hotel California она записана сразу после одноименного суперхита. Сюжет песни таков: в небольшой городок переезжает молодой парень – и сразу становится любимцем местных жителей. Все приглашают его в гости, хвалят, на него заглядываются девушки. Парень легко привыкает к сладкой жизни. Пока однажды кто-то не говорит ему: "Где тебя носило? В городе новый парень! Все его сразу так полюбили…".
26 октября народ Украины решит, не о партии ли "Свобода" эта песня.