Израильский бизнесмен Максим Фрейдзон в 1990-х занимался бизнесом в Санкт-Петербурге и застал ранние этапы карьеры президента РФ Владимира Путина, работавшего в те времена в городской мэрии. В начале деятельности Фрейдзон пытался наладить производство оружия для российских правоохранительных органов по образцу гладкоствольных ружей США, которыми пользуются американские полицейские. Поскольку тогда именно Путин курировал внешнеэкономическую деятельность питерской мэрии, проект приходилось согласовывать с ним. Согласовывать, по словам Фрейдзона, за взятку.
Позднее Фрейдзон вместе со своим бизнес-партнером Дмитрием Скигиным участвовал в проекте компании "Совэкс" по заправке самолетов в питерском аэропорту Пулково. И опять, по словам Фрейдзона, на этапе согласования проекта пришлось иметь дело с Путиным, который "просил 15% от доходов, в итоге сторговались до 4%".
После покушения и попытки отстоять свои права в российском суде Фрейдзон покинул РФ. В 2014-м подал в суд Южного округа Нью-Йорка на крупнейшие российские компании "Газпром" и "Лукойл" с требованием возместить ему $540 млн. Бизнесмен настаивает, что у него и его делового партнера незаконно отобрали долю в нефтяном бизнесе, который курировала тамбовская преступная группировка в связке с питерской городской властью 1990-х.
Жизнь в Израиле учит спокойно относиться к угрозам, будь то ХАМАС, КГБ или Иран
– Ваше первое развернутое интервью о начале карьеры Путина и его коррупции появилось на "Радио Свобода". Материал провисел на сайте меньше суток и внезапно исчез. Почему?
– Публикация не была согласована со мной. Учитывая предсудебное разбирательство в США и юридические дела в России, выход материала был очень некорректным поступком конкретного журналиста.
– На странице радиостанции, где раньше было выложено интервью, осталось сообщение: "Публикация удалена по просьбе собеседника "Радио Свобода", опасающегося за свою безопасность. Приносим извинения".
– Странно. Видимо на эту тему существуют разные мнения: "Интервью бывшего бизнесмена Максима Фрейдзона было удалено с сайта радио "Свобода" из-за того, что текст не был согласован с собеседником, рассказал РБК главный редактор московского бюро "Свободы" Леонид Велехов".
В эпизоде с "Радио Свобода" была изначальная договоренность, что мы согласуем время выхода интервью, потому что в тот момент у меня были судебные дела в Америке и юридические дела в России. Кроме того, у меня была договоренность с информационным агентством Reuters, что мое интервью для них должно выйти первым. "Радио Свобода" вполне аккуратно извинилось передо мной за несогласованную публикацию.
– То есть после откровенного рассказа о коррупции Путина вам угрозы не поступали?
– Вопрос не очень корректный. Конечно, поступали и продолжают поступать. Пугаться угроз не стоит. Жизнь в Израиле учит спокойно относиться к угрозам, будь то "Мученики Аль-Аксы", ХАМАС, КГБ или Иран. Есть вещи которые решаются на небесах.
– Я понимаю, что все под Богом ходят, но не все подают в суд на крупнейшие российские компании "Газпром" и "Лукойл", и не все решаются напрямую обвинить Путина и Миллера во взяточничестве.
– Такое ощущение, что вы пытаетесь заронить во мне ужас перед КГБ.
– Я пытаюсь получить ответ на вопрос: после того как вы подали в суд угрозы из России поступали?
– Периодически поступают и это вполне понятная вещь. Ну и?
– В том числе угрозы из высоких кремлевских кабинетов?
– По-разному.
Я познакомился с Путиным в 1990-х. Увидел типичного сотрудника КГБ, решившего поправить свои финансовые дела
– В каком году вы познакомились с Путиным?
– В 1992-м – начале 1993-го в Петербурге. Он тогда возглавлял комитет по внешним связям мэрии.
– Плюс был советником мэра Анатолия Собчака и курировал внешнеэкономические вопросы города. Многие, кто знал Путина в этот период, отмечают, что, несмотря на невзрачную внешность, он мог расположить к себе любого.
– У меня такого впечатления не сложилось. Я увидел типичного сотрудника КГБ, решившего поправить свои финансовые дела.
– Что на практике означает фраза "поправить свои финансовые дела"?
– Есть много общеизвестных описаний способов обогащения Путина. Разворовывание гуманитарной помощи, деньги от казино, доли в компаниях "Совэкс", "Петербургский нефтяной терминал", "Петербургская топливная компания" и других. Взятки, впрочем, он тоже брал, но не лично, а через помощника Лешу Миллера. Владимир Владимирович, как вышколенный сотрудник, во время беседы писал цифру на бумажке. В моем случае написал $10 тыс.