Сегодня, после более 700 дней заключения в Российской Федерации, летчица, народный депутат, Герой Украины Надежда Савченко вернулась домой.
Бывший народный депутат и политолог Тарас Чорновил пояснил изданию "ГОРДОН", почему он считает, что глава партии "Батьківщина" Юлия Тимошенко могла бы освободить Савченко значительно раньше и почему она не захотела этого делать, грозит ли Украине раскол вокруг Савченко, а также поделился прогнозами, как теперь будут складываться отношения бывшей летчицы с главой ее фракции и с президентом Петром Порошенко.
Именно Порошенко вырывал Савченко на волю, а позиция Тимошенко с раскручиванием ее образа только подняла ее цену в глазах Путина
Что сейчас начнется в Украине? Мы знаем только со своей стороны, мы не знаем, что сейчас происходит в голове у Савченко. Она была оторвана от реалий. У нее были определенные контакты через сестру Веру, которая достаточно сумбурно многие вещи оценивает. Вы вспомните – она там и Медведчука (лидер движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук. – "ГОРДОН") благодарила, и Власенко (нардеп и юрист Сергей Власенко. – "ГОРДОН"), который подставил Надежду с так называемым "законом Савченко". Она могла получать информацию от своих адвокатов, но мы тоже не знаем, в какой форме, как им удавалось это доносить, насколько точно она была отображена.
Думаю, она достаточно хорошо понимает, какую услугу оказала "Батьківщині", дав свою фамилию в список. Этой партии просто не было бы в сегодняшнем парламенте. Юлия Тимошенко была бы... ну где-то внепарламентским мелким лидером. Мы часто вcпоминаем Тягнибока (лидер ВО "Свобода" Олег Тягнибок. – "ГОРДОН")? Ну разве что когда они что-то натворят, нахулиганят. Вот так же и о Тимошенко бы вспоминали. Мне кажется, что Савченко все-таки как человек достаточно амбициозный такие вещи понимает.
С другой стороны, очевидно, что есть определенный круг людей, которые стараются ее убедить, что где-то там в каких-то проблемах виноват президент. Но думаю, что сейчас у нее скорее может быть адекватное, спокойное отношение к Порошенко. И я делаю такой вывод не по тому, кто там полетел встречать Савченко, что в аэропорту находился пресс-секретарь президента, Ирина Геращенко (первый вице-спикер парламента, уполномоченный президента по вопросам урегулирования ситуации на востоке Украины. – "ГОРДОН"), а потому, что мы видели пару случаев, когда именно контакт президента кардинально менял линию поведения Савченко. В том числе даже фальшивый. Давайте вспомним, когда была хакерская атака, и ей передали информацию, будто бы президент просит прекратить голодовку. Она сразу отозвалась и сказала, что выполнит просьбу, потому что это позиция президента. Поэтому искать какой-то конфликт уже сейчас, по прилету, не стоит. Думаю, что по линии Савченко – президент выстраивается более-менее формальная логика контактов. Ее адвокаты все-таки проходили совещания с ним, и там тоже я вижу в основном нормальные взаимоотношения.
Не все понимают, что именно Порошенко ее вырывал на волю, а позиция Тимошенко раскручиванием образа Савченко только подняла ее цену в глазах Путина и на год, на два продлила ее пребывание в российской тюрьме. Мне кажется, что она могла бы задать определенные вопросы скорее Юлии Тимошенко, чем Петру Порошенко.
Как она себя поведет здесь? Пока что мы можем только строить прогнозы. Это будет видно уже сегодня-завтра, а потом – очень показательно – на следующей пленарной неделе, когда она придет в сессионный зал. Посмотрим, какие там будут отношения, как это будет показано, как выстроятся взаимоотношения внутри фракции "Батьківщина".
Тимошенко явно не хотела освобождения Савченко, для нее это конкуренция
Я думаю, что к Тимошенко у нее вопросы все-таки возникнут. Например, о том, как Юлия Владимировна ее использовала, чтобы провести свою фракцию в Верховную Раду, как делала заявления, что сама полетит в суд, сама будет там ее отстаивать и защищать... Ну и мы знаем об очень хороших отношениях Юлии Владимировны с двумя людьми, от которых в определенной мере могла зависеть судьба Савченко, – лично с Путиным и с Медведчуком. Давайте не забывать, что Путин – партнер Юлии Владимировны, что он очень жестко протестовал против ее ареста во времена Януковича и был среди тех, кто приветствовал ее освобождение в феврале 2014 года. Или давайте вспомним заседание СНБО, где была откровенно пророссийская попытка заблокировать перемещения любых украинских войск, не только в Крыму. Во время разговора о переброске Вооруженных сил Украины с запада на восток, на Донбасс, Тимошенко выступила с гениальной фразой, что "не дай Боже, если хотя бы один танк покинет ангар, это будет страшная беда". То есть она выполнила очень важную роль для Путина.
Все эти моменты, а именно завязка на Путина, давали ей возможность, при желании, вывести Савченко из большой политической игры. Она ей нужна была в тюрьме, и я думаю, Савченко это понимает.
Освобождение Савченко для Юли – очень плохой подарок, очень. Насколько Юлия Владимировна выкрутится из этого всего, и насколько Савченко будет прямолинейна или начнет заниматься определенными дипломатическими методами деятельности мы увидим. Я не думаю, что будет прямой удар по Тимошенко и допускаю, что он может быть спрогнозирован, потому что Тимошенко, очевидно, немного обрабатывала маму Савченко... Предполагаю, что Юлия Владимировна избежит каких-то ответов, все это будет подано очень хорошо. Но я почему-то думаю, что большой любви и большой дружеской солидарности между Савченко и Тимошенко возникнуть не должно бы.
Для Юлии Владимировны это конкуренция, она явно не хотела освобождения Савченко. Мы же видим, что никаких шагов лично с ее стороны для возвращения летчицы сделано не было. Никаких шагов по линии достаточно серьезных, мощных юристов фракции, того же Власенко, сделано не было.
Кто летал на суд к Савченко? Крулько (нардеп Иван Крулько. – "ГОРДОН"). Человек чужеродный в среде "Батьківщини", бывший руховец, который после очередного раскола "Руха" присоединился к Тимошенко. Летала, насколько я припоминаю, Шкрум, которая тоже не принадлежит к среде "Батьківщини" и была взята в команду как новое лицо, которое должно было показать какие-то позитивы этой партии, кроме самой Савченко. Летали вот эти люди, а реальные представители партии "Батьківщина" игнорировали процесс. Я во всяком случае не припоминаю каких-то их действий в ее поддержку (на самом деле "Батьківщина" оплачивала услуги российских адвокатов Савченко, о чем рассказывали родственники летчицы. – "ГОРДОН").
Еще раз подчеркну, что Юля клялась перед выборами, что она будет летать в Москву на суд и не сделала этого, все осталось только заявлениями, и то они касались Савченко очень условно. Это были выпады против министра юстиции, против президента, но никаких действий по освобождению Савченко не было.
Юлия Владимировна летала в США, где поднимала темы, направленные против Порошенко, представляла там Наливайченко (экс-глава СБУ Валентин Наливайченко, в феврале презентовал совместный политический проект с Тимошенко. – "ГОРДОН"), обсуждала другие вопросы, но тему Савченко, насколько я припоминаю, не поднимала. То есть мы видим, что со стороны Тимошенко большой радости по поводу возвращения Савченко нет. А Савченко, я думаю, что-то из этого уже понимает, а что-то еще поймет. Но у нее был контакт с президентом неплохой, и сейчас, я думаю, он будет продолжен.