О подготовке к аннексии Крыма:
У нас много идет разговоров о том, что так называемый захват Крыма начался только в марте 2014 года. Захват Крыма начался давно. Россия планировала отторгнуть и вернуть Крым в свой состав с момента провозглашения независимости Украины. Все помнят, что вытворял [мэр Москвы Юрий] Лужков в Севастополе, сколько там было создано пророссийских партий, сколько отдавалось земли под строительство домов для российских офицеров, какая зарплата была у российских офицеров и какая – у украинских. Создавались разные преимущества, чтобы показать превосходство.
То есть Россия готовилась давно. Все прекрасно знают, как протягивался вопрос Таможенного союза. И когда увидели, что Таможенный союз не прошел, тогда появился силовой вариант. Они использовали происходившие в Украине события, чтобы осуществить главное задание – отторжение и возвращение Крыма, а в дальнейшем – блицкриг до реки Днепр.
Те, кто занимал тогда должности, имели под собой силовые структуры и получали информацию о планируемых действиях, давно должны были привести ВСУ в боевую готовность, перебазировать в Крым необходимые силы... Некоторые генералы Януковича рассказывают, что у нас все было, мы просто не хотели использовать. Пусть расскажут, какое войско они передали, по чьей инициативе проводились все сокращения и снижения боеспособности Вооруженных сил. Эти люди, которые тогда находились при власти, должны были обеспечить безопасность и неприкосновенность наших границ.
Тенюх: В 2010 году началась кадровая зачистка в ВСУ. Фото: wikipedia.org
О разрушении ВМС Украины после избрания Виктора Януковича:
С 2010 года, c приходом к власти Януковича, в первую очередь в Вооруженных силах Украины пошла кадровая зачистка, начиная с командующего Военно-морскими силами. Мне [министр обороны Михаил] Ежель по телефону позвонил и сказал одно: "Ты не будешь командующим". Я спросил: "Какая причина?" Он ответил: "Ты что, не понимаешь?" Как сказали некоторые источники, поступила команда из Москвы: "Убрать этого бандеровца". Проукраинская позиция и самое главное – мое влияние на командиров. Для всех командиров тогда был один лозунг: "Україна понад усе".
Через месяц после меня был уволен мой заместитель из войск береговой обороны – а это основная боевая компонента – генерал Островский, тоже без предупреждения. За Островским пошли замены командиров батальонов, командиров кораблей. То есть проукраинские офицеры и командиры менялись на более лояльных, пророссийских офицеров.
Что было самым главным? [Бывшие министры обороны Павел] Лебедев и [Дмитрий] Соломатин начали безосновательно сокращать Вооруженные силы Украины. Это официально: 180 тысяч сократили до 160 тысяч. Выступая в 2012 году, Лебедев сказал, что к концу 2015-го наши Вооруженные силы будут насчитывать 60 тысяч. Их можно было бы собрать на одном из современных стадионов.
Перед этим Военно-морские силы насчитывали определенное количество кораблей, у которых были свои именные названия. На этих кораблях служили призывники из тех городов, в честь которых названы корабли... Но в приказном порядке они приняли решение, а осенью Военно-морские силы уже отчитывались о том, что ни одного призывника нет – ВМС на 100% укомплектованы контрактниками из Крыма. Это позже вылилось в дальнейших событиях. Все это планировалось заранее, с разных направлений, чтобы полностью ослабить центр противодействия в Крыму.
Это имело чрезвычайно большое значение. Когда вышло местное население, за ними – переодетые "казачки" и "зеленые человечки", то севастопольский парень, который служит в любой части Севастополя, не будет стрелять в своего соседа. То есть морально боеспособность на этом уровне уже была снижена, потому что местное население в своих стрелять не будет, оказывать сопротивление не будет.
О Харьковских соглашениях:
Никто не знает, что было написано в Харьковских соглашениях и протоколах. По договоренностям, которые существовали до 2010 года, численность Черноморского флота РФ не могла превышать 16 тысяч. Изменение численности хоть на одного матроса не могло произойти без согласия Верховной Рады Украины.
После подписания Харьковских соглашений... Мне неизвестны ни соглашения, ни протоколы. Не знаю, кому они известны и что в них прописано. Но согласно некоторым источникам, там предусмотрено увеличение численности Черноморского флота до 20 тысяч. Соответствует ли эта информация действительности? Это нужно проверить экспертам, которых допустят к соглашениям и протокольной части.
Тенюх: Лебедев сказал, что к концу 2015-го наши Вооруженные силы будут насчитывать 60 тысяч. Их можно было бы собрать на одном из современных стадионов. Фото: ЕРА
О первых действиях на посту и.о. министра обороны:
Когда я был назначен министром обороны, [27 февраля 2014 года] в 21.30 я зашел в свой кабинет, где были мои заместители и первый заместитель начальника Генштаба [Геннадий] Воробьев. Выслушав заместителей, я их отпустил, а Воробьева оставил и спросил: "Почему Военно-морские силы не приведены в боевую готовность №1?" На что получил ответ: "Военно-морские силы с утра приводились в боевую готовность, но позже приказ отменили". Кто? Действующий начальник Генштаба [Юрий] Ильин, который находился в Крыму.
Получив такой ответ от первого замначальника Генштаба, я сразу же по телефону вышел на связь с Ильиным и сказал, что он временно отстранен от должности и должен немедленно прибыть в Киев. Ответ: "Я в Киев не прибуду". Вопросов не возникло – уже было доложено, что Ильин находится в госпитале якобы с гипертоническим кризом. В госпиталь к нему приезжает руководство Черноморского флота в лице [Александра Витко] и бывшего командующего ЧФ РФ [Александра] Федотенкова. И Ильин консультирует их по тем или иным офицерам, по тем или иным действиям.
Министр обороны Лебедев и начальник Генштаба Ильин – то есть руководители Министерства обороны – находились в Крыму с 20 февраля. А это как раз начало блокирования военных частей и кораблей. Только 27 февраля, после моего назначения, я срочно – не дожидаясь команды – принял решение о приведении Вооруженных сил в полную готовность. Где были эти руководители? И почему они с 20-го числа не подготовили ВСУ к отпору агрессии?
Ильин тогда трижды склонял к измене начальника Военно-морской академии [Петра] Гончаренко, чтобы тот перешел на сторону России. И это официально. Это было где-то после 10-х чисел марта. Ильин пришел к Гончаренко и сказал: "Все уже решено, поменяй флаг, перейди – и все будет нормально". На что получил достойный отпор. Сейчас этот патриотичный офицер продолжает службу в Украине.
Получив ответ Ильина, я дал команду Воробьеву о немедленном собрании офицеров, чтобы они подготовили учения по приведению всех Вооруженных сил Украины в боевую готовность (ВСУ никогда не приводились в боевую готовность за всю историю Украины). Утром я уже докладывал руководству об этих учениях, получивших название "Весенний ливень". Затем уже были заседание СНБО и последующие события.
И.о. президента Украины Александр Турчинов, и.о. министра обороны Игорь Тенюх и премьер-министр Арсений Яценюк в марте 2014 года. Фото ЕРА
О приказе стрелять по российским военным:
Многие говорят, что никто не давал команду стрелять... 3 марта я отдал приказ, разрешил открывать огонь по лицам (и военным, и гражданским), которые будут пересекать границы воинской части. Но, к сожалению, эти команды не выполнялись по разным причинам.
О переговорах с министром обороны РФ Сергеем Шойгу:
По поручению Турчинова 3–4 марта я лично общался с Шойгу. Я четко ему сказал, чтобы они немедленно отвели свои силы в пункты дислокации и не устраивали блокирование частей и кораблей. Ответ последовал сразу: "Наших там нет, это все – "самооборона". На что я ответил прямым текстом: "Передайте вашему Путину, что если будет попытка проникновения российских военных на территорию наших частей, мы будем открывать огонь на поражение". На этом телефонный разговор прервался.
Второй разговор с Шойгу у меня состоялся уже после захвата штаба ВМС Украины. Ответ был точно таким же. Тогда я сказал: "Уважаемый Шойгу, посмотрите, пожалуйста, телевизор, посмотрите, где находится ваш командующий". Он тогда был на территории штаба ВМС.
О предложении командующего внутренними войсками Степана Полторака "с гордо поднятыми знаменами выводить наши части из Крыма" на заседании СНБО:
Это я подтверждаю. Перед этим, когда я докладывал, я изложил свой план: идти на прорыв. Да, это война. Другого пути не было. Мой план не поддержали, поэтому я подал в отставку (Полторак эту информацию опровергает и утверждает, что на тот момент он не являлся членом СНБО, а Тенюх "был настолько напуган, что не понимал, где находится". – "ГОРДОН").