Киевлянка Хорошунова в дневнике 1942 года: Мне крупно повезло, я счастлива, потому что уже работаю. Хотя попала словно на крепостную монастырскую фабрику G

Киевлянка Хорошунова в дневнике 1942 года: Мне крупно повезло, я счастлива, потому что уже работаю. Хотя попала словно на крепостную монастырскую фабрику Киевляне на Думской площади
Фото: Київ 1939–1945, фотоальбом. Издательство "Кий" 2005 г
"ГОРДОН" продолжает серию публикаций из дневника Ирины Хорошуновой – художника-оформителя, коренной киевлянки, которая пережила оккупацию украинской столицы в годы Второй мировой войны. Этот документ – уникальное историческое свидетельство, не воспоминания, а описание событий в реальном времени. Редакция публикует дневник в те даты, когда его писала Хорошунова, которой в момент начала войны было 28 лет. Сегодня мы представляем читателям запись от 2 апреля 1942 года.

2 апреля 1942 г., четверг

Сегодня льются бесконечные потоки воды, дует южный ветер, но небо серое, пасмурное.

Сегодня страстной четверг. На новом моем месте работы даже раньше окончили работу, чтобы все могли пойти в церковь. Через два дня всеобщая Пасха. В этом году все Пасхи в одно время. По этому поводу многие язвят, что немцы даже Пасху и ту заставили явиться тогда, когда им захотелось. В связи с праздниками цены на базарах снова возросли в несколько раз. А работающие получили к празднику очередной хлеб и по килограмму муки! Масса возможностей для празднования Пасхи.

Андреевская церковь. Фото: Київ 1939–1945, фотоальбом. Издательство Андреевская церковь. Фото: Київ 1939–1945, фотоальбом. Издательство "Кий" 2005 г

Но пусть работающие будут довольны, потому что Киев должен уже дать 30 тысяч безработных, от 14 до 50 лет, в Германию, и я сразу же попала в эту первую очередь.

Мне крупно повезло, и я счастлива, потому что уже работаю, благодаря протекции одной бывшей сотрудницы. Хотя попала словно на крепостную монастырскую фабрику. Это художественно-промышленный союз. Из его организаторов знаю одну руководительницу мастерской Марфу Тимофеевну Шередину, талантливую художницу-вышивальщицу из мастеров народного творчества. Работает мастерская на немецкий магазин. Производятся куклы и художественные вышивки. Помещается союз в усадьбе бывшего Михайловского монастыря.

Все довольны, потому что получат шесть килограммов хлеба в месяц, 200 рублей денег и, главное, не поедут в Германию

Работницы получают почасовую оплату по немецким тарифам – 80 процентов платы, т.к. они женщины. А нормы должны выполнять огромные. Дисциплина почище, чем у крепостников. Тесно, одна подле другой, тоже словно крепостные, сидят ряды девочек-подростков, учатся вышивать. Им ничего не платят, но после трех месяцев учебы они будут работать здесь в мастерской. И все довольны, потому что получат шесть килограммов хлеба в месяц, 200 рублей денег и, главное, не поедут в Германию.

В комнате, где я работаю в должности художницы, 22° жары. Здесь красятся и сушатся головы, руки и ноги кукол. Их рядом лепит из папье-маше бригада лепщиц. Там еще душнее и жарче. Запахи левкаса, массы и скипидара делают жаркий воздух совсем нестерпимым. А разогнуться нельзя. Норма подгоняет. И чувство крепостной зависимости сглаживается лишь сознанием, что многим значительно хуже.

Сегодня второй день моей работы. Начинаю с того, с чего когда-то начинала свою трудовую жизнь: рисую брови и ресницы картонным куклам с глупыми физиономиями.

С фронта ничего нового. Советского радио нет. Только немецкое. В нем сообщения, что немцы отражают атаки большевиков и тяжелыми орудиями обстреливают Ленинград.

Предыдущая запись в дневнике – от 29 марта.

О личности автора мемуаров об оккупации Киева – Ирины Хорошуновой, и том, как сложилась ее жизнь после войны, а также о судьбе самого дневника читайте в расследованиях издания "ГОРДОН".

Редакция благодарит Институт иудаики за предоставленные материалы.

За идею редакция благодарит историка и журналиста, сотрудника Украинского института национальной памяти Александра Зинченко.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать