Последний раз Меркель приезжала в Россию в 2015 году. Тогда она, отказавшись от участия в юбилейном Параде победы, прибыла в Москву на день позже – 10 мая. После канцлер встречалась с Путиным несколько раз на международных площадках, в том числе – на переговорах в нормандском формате об урегулировании вооруженного конфликта на Донбассе. Тема украинско-российского конфликта заняла большую часть совместной пресс-конференции лидеров Германии и РФ и еще раз продемонстрировала, что у Берлина и Москвы разные взгляды на эту проблему.
Владимир Путин:
"Первое, что касается событий на юго-востоке Украины. Это результат государственного переворота, антиконституционной смены власти в Киеве".
Ангела Меркель:
"У нас разные позиции относительно причин этого конфликта, мы не разделяем эту точку зрения, мы считаем, что украинское правительство демократическим путем пришло к власти".
При этом оба лидера – хотя бы формально – выступили в поддержку Минских соглашений и нормандского формата.
Владимир Путин:
Мы с госпожой Меркель находимся в постоянном контакте – и с другими участниками нормандского формата. […] "Нормандская четверка", несомненно, должна и впредь активно заниматься урегулированием украинского кризиса. То есть работа в этом формате будет продолжена и после президентских выборов во Франции. […] Сегодня мы вновь подтвердили необходимость неукоснительного выполнения сторонами Минских договоренностей, согласились, что в числе главных задач должно быть разведение сил и средств сторон конфликта, что позволит полностью прекратить обстрелы, наладить прямой диалог между Киевом и "непризнанными республиками", законодательно закрепить особый статус регионов и на этой основе провести там выборы.
Ангела Меркель:
Наша последняя телефонная беседа в рамках нормандского формата была очень важным разговором. Мы договорились о том, чтобы продолжить этот формат даже после президентских выборов. Это очень трудный процесс. Мы иногда видим откаты назад и медленно продвигаемся вперед. […] К сожалению, большого прогресса еще нет, снова и снова нам приходится напоминать о нулевой точке Минских договоренностей, о том, что нам нужно перемирие, и затем уже последуют политические шаги. Мы уже начали параллельно работать, но перемирие, конечно, имеет существенное значение для дальнейшего развития, а также обмен пленными и политический процесс, о котором мы договорились в Минске.
Журналист немецкого издания Spiegel Рене Пфистер, указывая на эти и другие разногласия спикеров, отмечает, что переговоры прошли в "морозной атмосфере".
"Ангела Меркель говорит, что она плохая актриса и плохо скрывает то, что думает. Поэтому не было хорошим знаком то, что во вторник она вышла к прессе в летней резиденции российского президента с каменным лицом. Она даже не улыбнулась. Когда она хотела оценить разговор с Путиным, она не сказала "хороший", а лишь употребила дипломатическую пустую фразу "конструктивный", – пишет Пфистер.
Журналист российского телеканала "Дождь" Антон Желнов добавляет: Меркель за время пресс-конференции посмотрела на Путина лишь один раз, когда немецкий журналист спросил о вмешательстве РФ в выборы президента США и возможном вмешательстве в немецкие выборы. Повернувшись к президенту РФ, она сказала: "Я не отношусь к тем людям, которые боятся. Если будет грубая дезинформация – например, в случае девочки Лизы или сейчас в Литве, где были сделаны определенные обвинения в сторону наших солдат, – мы, конечно, займемся этим вопросом, мы будем работать с нашими гражданами".
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета Николай Власов в комментарии РБК отметил, что эта встреча никак не повлияет на сотрудничество между странами. "По сути, были подтверждены соответствующие разногласия и необходимость дальнейшего диалога – стандартная формула в российско-германских отношениях последних лет", – отметил он.
По его мнению, визит Меркель стоит связывать лишь с предстоящими выборами в Бундестаг. Короткая встреча с Путиным в Сочи стала частью "марафона", включавшего в себя поездку в Брюссель и визит в Саудовскую Аравию. Этими переговорами Меркель показывает, что Германия играет значительную роль в мировой политике, считает Власов.
"Немецкая волна" в свою очередь отмечает, что важен сам факт первого за два года визита Меркель в Россию. "Ведь хотя Меркель говорит по-русски, а Путин – по-немецки, находить общий язык двум лидерам было вообще непросто. А в последние три года – после событий в Крыму и на востоке Украины – Меркель и Путину стало совсем трудно понимать друг друга".
Сам Путин уверен, что российско-немецкое сотрудничество – "это существенный вклад в стабилизацию мировой экономики".
"Наше сотрудничество – это не какой-то блеф, это не какая-то бумажка, написанная или подписанная мной или госпожой Федеральным канцлером. За этим судьбы целых предприятий и сотен тысяч людей", – сказал он в конце общения с прессой.
Однако, отмечает Рене Пфистер из Spiegel, "атмосфера в Сочи остается холодной", и о сближении России и Германии речь не идет.