Открытость власти или должностное преступление? Политики и журналисты о публикации секретной стенограммы СНБО по Крыму G

Открытость власти или должностное преступление? Политики и журналисты о публикации секретной стенограммы СНБО по Крыму Илларионов: Все участники СНБО 28 февраля 2014 года нарушили Конституцию Украины
Фото: EPA
"ГОРДОН" собрал мнения известных политиков и журналистов о том, почему именно сейчас решили снять гриф секретности со стенограммы заседания Совета Национальной безопасности и обороны от 28 февраля 2014 года, на котором решалась судьба Крыма, кто выиграл и проиграл от обнародования секретных данных, и нанесет ли их публикация удар по безопасности и репутации Украины.

22 февраля парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны обнародовал ранее секретную стенограмму заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) от 28 февраля 2014 года, на котором рассматривались вопросы территориальной целостности страны и угрозы аннексии Крыма. Совбез собирался в условиях строгой секретности в самый разгар аннексии Крыма. Накануне российский спецназ, вооруженный автоматическим оружием и пулеметами, занял здания Верховного Совета и правительства автономной республики.

В обсуждении сложившейся ситуации принимали участие Александр Турчинов, который в тот момент возглавлял Верховную Раду Украины и исполнял обязанности президента Украины, глава СБУ Валентин Наливайченко, министр внутренних дел Арсен Аваков, и.о. министра обороны Игорь Тенюх, глава МИД Андрей Дещица, премьер-министр Арсений Яценюк, секретарь СНБО Андрей Парубий, первый вице-премьер Виталий Ярема, глава службы внешней разведки Виктор Гвоздь, руководитель партии "Батьківщина" Юлия Тимошенко, и.о. генпрокурора Олег Махницкий, нардеп от "Батьківщини" и руководитель ее крымской организации Андрей Сенченко, глава НБУ Степан Кубив.

Стенограмма секретного заседания СНБО во время аннексии Крыма в 2014 году. Полный текст на русском языке

По данным стенограммы выходит, что единственным членом СНБО, который на тот момент выступил за то, чтобы дать отпор агрессору и ввести военное положение, являлся Турчинов. Живое участие в обсуждении принимала Тимошенко, хотя она не являлась членом СНБО. Тогда она выступила категорически против военного положения и оказания какого-либо сопротивления, заявив, что Украина не может противостоять Владимиру Путину, у которого в Крыму "на порядок больше российских солдат, самое современное оружие и полноценные российские базы".

Также позиции несопротивления агрессии придерживался Яценюк, который настаивал, что РФ может прислать чеченцев и разжечь этнический конфликт, в чем обвинит центральную власть и тогда "сразу же введет войска на материковую Украину”.

Чтобы принять окончательное решение по итогу обсуждения, члены Совбеза вынесли на голосование вопрос о введении в стране военного положения. “За” был всего один голос – самого Турчинова.

Пашинский: Мы подняли 72-ю бригаду города Белая Церковь по боевой тревоге. И что вы думаете? 90% техники не покинуло парк. Не завелись физически, не было аккумуляторов

Сразу после обнародования текста стенограммы разгорелись споры о том, можно ли было выкладывать его на всеобщее обозрение. Глава комитета Верховной Рады по национальной безопасности и обороне, депутат фракции "Народный фронт" Сергей Пашинский пояснил это желанием предоставить обществу данные о том, почему не было принято решение о введении военного положения.

"Аннексия Крыма – это не был фрагмент. Пограничники нам докладывали, что, по их информации, батальонно-тактическая группа РФ, 50 танков и около 200 БМП и БТР, получили команду при поддержке авиации идти на Киев. Чтобы было понятно – это три или три с половиной часа. Там все было расписано как по нотам. Крым – первое, затем "русская весна", третье – десять областей, а потом где-то под Киевом они бы с нами разговаривали, кого мы видим губернатором от Путина", – сказал Пашинский.

По его словам, состояние вооруженных сил было крайне неудовлетворительным, о чем тогда членам СНБО сообщил  министр обороны Украины Игорь Тенюх.

"Мы подняли 72-ю бригаду города Белая Церковь по боевой тревоге. И что вы думаете? 90% техники не покинуло парк. Не завелись физически, не было аккумуляторов", – подчеркнул Пашинский.

Валентин Наливайченко, занимавший на тот момент пост главы СБУ, одобрил решение комитета ВР обнародовать стенограмму. Он также считает, что общество должно знать правду об обстоятельствах аннексии Крыма Российской Федерацией.

“Надо говорить всю правду: без политизации, без мести политическим оппонентам, без манипуляций и отвлечения общественного внимания от проблем, с которыми сегодня живет каждый украинец – а это разгул политической коррупции, глубокий политический и экономический кризис, падение уровня жизни”, – заявил Наливайченко.

По его мнению, в тех условиях власти не имели права бросить в бой недееспособную армию, милицию и СБУ. Поступить так, означало “попасть в ловушку Путина, открыть ему дорогу к полномасштабному вторжению в Украину аж до захвата Киева”.

В то же время журналист, первый заместитель главного редактора еженедельника "Зеркало недели" Сергей Рахманин считает, что стенограмма не имела права появляться в открытой печати.

"Не вижу ни одной причины, по которой гриф секретности мог быть снят. Это несет угрозу государственной безопасности. Такие документы, как правило, вообще не обнародуются. Я не юрист, думаю, этот поступок тянет на преступление”, – сказал он.  

По мнению Рахманина, истиной причиной обнародования стенограммы являются “политические игры” и "желание притопить одного человека, а другого подать в более выгодном свете, повысить чьи-то шансы на премьерство, а чьи-то – понизить".

"Хотя, по-моему, в этой истории никто не показал себя человеком, заботящимся о национальной безопасности, ни одного героя не наблюдается. Есть беспомощность и игнорирование государственных интересов, по крайней мере в том виде, в каком они закреплены в Конституции", – добавил Рахманин.

Тетерук: Существовали договоренности между Тимошенко и Путиным: она содействует оккупации Россией Украины, а взамен получает от Кремля преференции и политические дивиденды

Экс-нардеп, политолог Тарас Чорновил убежден, что стенограмму опубликовали для того, чтобы ослабить позиции лидера парламентской фракции "Батьківщина" Юлии Тимошенко.

"Ее решили попугать, поскольку в необнародованных элементах может быть что-то значительно более компрометирующее – такой себе шантаж. Я думаю, это может быть другое, уже весеннее заседание СНБО, где сдавали Донбасс. Два секретных заседания посетила – две территории утрачены. Я тогда допускал, что Юля могла быть инструментом в руках своего давнего партнера Путина весной 2014-го", – отметил Чорновил.

Он отметил, что Тимошенко не являлась членом СНБО и не имела права находиться на заседании закрытого органа при режиме полной секретности. Однако она не только присутствовала на нем, но и активно влияла на его решения.

Текст стенограммы может служить косвенным доказательством существования определенных договоренностей между Тимошенко и Путиным, также считает депутат от фракции "Народный фронт" Андрей Тетерук.

"Что означают слова Тимошенко на заседании СНБО в феврале 2014-го? То, что она буквально настаивала ни в коем случае не оказывать никакого вооруженного сопротивления в ответ на военную агрессию России в Крыму. Вспомните, какие отношения были между президентом РФ и Тимошенко, когда она была премьер-министром Украины. Она встречалась с ним во время агрессии России против Грузии, насмехалась над тем, как вел себя Михаил Саакашвили. Кстати, в 2008 году именно фракция "Батьківщини" категорически отказалась осудить действия России в Южной Осетии", – напомнил нардеп.

Именно по этой причине, считает он, сдача Крыма могла стать частью совместного плана Тимошенко и Путина. 

"Предполагаю, что в феврале 2014 года существовали определенные договоренности между Тимошенко и Путиным: она содействует оккупации Россией Украины, а взамен получает от Кремля преференции и политические дивиденды. В 2010-м году президентские амбиции Тимошенко не реализовались, она решила отыграться в 2014-м, поэтому и настаивала не сопротивляться аннексии Крыма. Думаю, это и было частью плана взаимовыгодного "сотрудничества" Путина и Тимошенко", – заявил Тетерук.

Сама лидер "Батьківщини" Юлия Тимошенко резко отреагировала на появление текста стенограммы в открытом доступе. Свое присутствие на секретном заседании СНБО она пояснила тем, что в тот момент “власть была в растерянности” и пригласила лидеров парламентских партий. Тимошенко подчеркнула, что не отказывается от своих слов, прозвучавших во время заседания СНБО.

"Мои слова не являются секретом, потому что 1 марта, на следующий день, я публично обнародовала мою позицию заявлением, это было мое обращение к народу Украины, к обществу и к лидерам. Я сказала, что если будут применены силовые методы, то агрессор будет в Киеве", – сказала она.

Тимошенко также обвинила власти в стремлении отвлечь внимание людей. Она убеждена, что публикация секретной стенограммы не что иное, как попытка "информационно закрыть олигархическую контрреволюцию, которая привела к тому, что сохранилось клановое правительство".

Гриценко: Что бы ни советовали, Турчинов должен был действовать по закону, то есть вводить военное положение

Внефракционный народный депутат Борислав Береза утверждает, что опубликованных данных крайне недостаточно, чтобы разрушить политическую карьеру деятелей, принимавших решения по защите страны в феврале 2014 года.

"Ничего сенсационного в этом документе нет. Просто не хочется чтобы подобным рассекречиванием достигались какие-то персональные политические цели. Часть участников секретного заседания понесут определенные репутационные потери, потому как их позиция оказалась отличной от той, что они ранее озвучивали. Но это не поставит крест на их деятельности. Этой информации недостаточно, чтобы уничтожить чью-либо карьеру”, – убежден Береза.

Он считает, что слишком мягкая позиция Арсения Яценюка не сможет ухудшить его имидж и стать стимулом для его отставки. Яценюка не любят украинцы “за экономические провалы, отсутствие плана действий” и пустые обещания. Также, по мнению Березы, публикация стенограммы не сможет добавить политических дивидендов в актив Турчинова, который, по мнению аналитиков, может в будущем занять кресло премьер-министра.

“По тексту стенограммы Турчинов выглядит лучше всех. Он предлагал какие-то действия, но остался в гордом одиночестве. С другой стороны, он сегодня не так замаран, чтобы его обелять, публикуя этот документ. Он вышел из политических процессов, общество не устало от его фигуры", – считает Береза.

Нардеп Мустафа Найем на своей странице в Facebook написал, что история сама расставит все по своим местам. По его мнению, стенограмма “не черно-белый текст, в нем не все так однозначно, как хотелось бы". "Самое страшное для любого человека с достоинством – это бессилие перед необходимостью принятия унизительного решения, – отметил он и добавил, – Никогда бы не подумал, что напишу это, но надо отдать должное. Спасибо, Александр Турчинов. За порыв".

В то же время экс-министр обороны Украины, лидер партии "Гражданская позиция" Анатолий Гриценко обвинил Турчинова в “преступном бездействии” и возложил на него ответственность за потерю территорий.

"Внешне по стенограмме выглядит, что Турчинов занимал более жесткую и приближенную к государственнической позицию. Но он не должен был действовать так, как решили трусливые члены Совбеза. Ведь только он являлся гарантом неприкосновенности границ Украины. Что бы ему ни советовали, он должен был действовать по закону, то есть вводить военное положение. В марте 2014 года я предложил определенную программу действий. Турчинов выслушал и ничего не сделал. Тогда я сказал, что это как минимум саботаж, а как максимум – предательство интересов страны, за что придется сесть в тюрьму", – подчеркнул Гриценко.

Оценивая работу СНБО в феврале 2014 года в целом, Гриценко отметил, что это был “разговор дилетантов и трусов, которые не знают законов. Такое ощущение, что была импровизация в режиме мозгового штурма, результатом чего и стала сдача Крыма".

Илларионов: Турчинов пригласил на заседание СНБО до 50 человек, не являвшихся членами совета. В таком составе вероятность принятия ответственного решения о противодействии агрессии резко снизилась. Не понимать этого он не мог

Бывший советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов отметил, что публикация стенограммы заседания СНБО вызвала эффект разорвавшейся бомбы, поскольку было получено документальное подтверждение информации “в реальность которой значительная часть украинского общества просто не могла поверить”.

И хотя основное внимание людей привлекала роль, которую сыграла Юлия Тимошенко в отказе от сопротивления внешней агрессии роль, все-таки вся тяжесть ответственности за принятое решение возлагается на плечи Александра Турчинова, который на тот момент возглавлял СНБО, убежден Илларионов.

Турчинов на заседании СНБО предоставил слово не члену СНБО (но лидеру партии "Батьківщина", членом которой он тогда состоял) Тимошенко, выступление которой в качестве бывшего кандидата в президенты Украины и наиболее влиятельного политика страны в тот момент оказалось во многом роковым для непринятия членами СНБО необходимого решения. Турчинов пригласил на заседание других лиц, не являвшихся членами СНБО, общим числом, по некоторым свидетельствам, до 50 человек. В таком составе вероятность принятия ответственного решения о противодействии агрессии резко снизилась, не понимать этого Турчинов не мог", – подчеркнул Илларионов

По его мнению, также не следовало на заседании обнародовать содержание телефонного разговора с Нарышкиным. Турчинов мог вовсе не проводить заседание СНБО и не выносить введение военного положения на голосование. Своими действиями он нарушил множество статей Конституции, впрочем, как и другие участники совещания.

"Нарушителями статей 2, 17, 65, 73 Конституции Украины стали также все участники заседания СНБО 28 февраля 2014 года. Члены СНБО, являвшиеся в тот момент народными депутатами Украины, нарушили также и ст. 79 Конституции Украины. Кроме того, ими были нарушены несколько статей закона Украины об обороне”, – отметил Илларионов.

При всех негативных последствиях для Украины и ее политиков, которые могут наступить после обнародования секретной стенограммы заседания СНБО, существует и позитивный эффект, убежден российский финансист Слава Рабинович. По его словам, он заключается в том, что опубликованы доказательства злостного нарушения международных договоров руководством России.

"Мы увидели конкретные факты с конкретными фамилиями российских деятелей для международного суда. Например, в стенограмме зафиксирован шантаж председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, который звонил и угрожал Александру Турчинову по телефону, вероятнее всего, по поручению Владимира Путина или Совета безопасности РФ. В документе изложены факты, которые сделают руководство России уголовно  ответственными за нарушение своей собственной российской конституции, а также за нарушение норм международного права и за военные преступления. Теперь Украина должна использовать эту стенограмму в качестве доказательства того, что Путин и его ОПГ от лица РФ нарушили международные и двусторонние договоры", – сказал Рабинович.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать