Несмотря на убедительную победу, пишет Politico, Стармер не очень известен в Британии. Издание называет его "слишком осторожным и слишком робким" политиком, противопоставляя предыдущему премьеру-лейбористу Тони Блэру, искусному оратору и шоумену. Стармер же не любит митинги и выглядит на них скованным, предпочитая личные встречи с избирателями. Один из стратегов Лейбористской партии говорил, что Стармер больше похож не на политика, а на "неопределившегося избирателя", который не доверяет ни одной из партий.
Киру Стармеру – 61 год. Он уроженец небольшого городка Окстед в графстве Суррей. Изучал право в университете Лидса, позже – в Оксфорде. С 1987 года работал юристом и специализировался на правах человека. Как пишет "BBC News Україна", он защищал приговоренных к смертной казни в странах Карибского бассейна и Африки. Стармер также говорил, что принимал участие в трибунале по бывшей Югославии, представляя интересы жертв сербской армии.
В 2008-м возглавил Королевскую прокурорскую службу, главную уголовную прокуратуру Англии и Уэльса. Семь лет спустя, в 2015-м, Стармер впервые был избран в Палату общин. В парламенте входил в теневой (оппозиционный) кабинет предыдущего лидера лейбористов Джереми Корбина, где был теневым министром по делам Brexit (он, в частности, выступал за проведение повторного референдума о выходе Британии из ЕС; ожидается, что после его избрания отношения между королевством и Евросоюзом ждет потепление).
В 2019-м лейбористы под руководством Корбина потерпели сокрушительное поражение на выборах, получив худший результат с 1935 года. Одной из причин поражения называлась неоднозначная репутация самого Корбина – избиратели считали его "угрозой нацбезопасности", с чем соглашались и некоторые члены фракции в Палате общин. Корбин, в частности, выступал за ядерное разоружение Великобритании и роспуск НАТО, высказывал симпатии режиму венесуэльского авторитарного лидера Уго Чавеса (а после российского полномасштабного вторжения выступал против западной помощи Украине). На этом фоне Стармер выиграл партийные выборы и в 2020-м стал лидером лейбористов.
Как пишет Politico, новый председатель партии потратил четыре года, пытаясь доказать избирателям, что в вопросах национальной безопасности он полная противоположность Корбину. В течение четырех лет, в том числе двух после вторжения РФ в Украину, лейбористы поддерживали все инициативы правящей Консервативной партии, касающиеся укрепления обороноспособности или поддержки Украины в борьбе с российской агрессией.
Так, вскоре после того, как Великобритания объявила о намерении передать Украине танки Challanger, Стармер заявил: "Мы все поддерживаем роль Соединенного Королевства в обеспечении Украины всем необходимым для защиты оружием и технологиями. Это единственный путь, чтобы убедиться, что [нелегитимный президент страны-агрессора РФ Владимир] Путин потерпит поражение". А после окончания войны, говорил он, "Путин и все его приспешники должны предстать перед лицом правосудия в Гааге".
В мае 2024-го министры иностранных дел и обороны из теневого кабмина лейбористов Дэвид Лэмми и Джон Хили ездили в Киев, чтобы заверить Украину, что в случае смены правительства "решимость Великобритании поддерживать Украину, противостоять российской агрессии и преследовать Путина за его военные преступления не изменится".
И хотя после победы на выборах Стармер обещал сторонникам, что изменения во всех сферах начнутся немедленно, поддержки Украины и сотрудничества в области безопасности с союзниками по НАТО это, скорее всего, не коснется, отмечает RFE. В конце июня лидер лейбористов в интервью Guardian подтвердил, что новое правительство намерено выполнять соглашение о безопасности с Украиной, тратя не меньше £3 млрд в год на военную помощь Киеву, а на предстоящем саммите Альянса в Вашингтоне будет просить союзников усилить оборонную помощь Украине, защищающейся от российской агрессии.