Интернет-портал AIN писал о похожей проблеме еще в феврале этого года. Сайт описывал историю киевского программиста Алексея Павловского, который заказал кроссовки Nike в британском интернет-магазине Asos. Посылку задержали на таможне и через несколько дней мужчина получил письмо от Госфискальной службы (ГФС), в котором сообщалось, что товар проходит проверку на предмет нарушения прав интеллектуальной собственности.
Юрист компании "Пархоменко и партнеры", представляющей интересы Nike, объяснял тогда, что эта процедура – стандартная и проводится в отношении всех товаров, которые внесены в таможенный реестр.
Процедура выглядит так: на таможенное оформление поступает товар, таможня проверяет, внесена ли эта торговая марка в реестр, и есть ли получатель товара среди ее авторизированных импортеров. Если нет – оформление ставится на паузу на 10 рабочих дней, а таможня сообщает о посылке правообладателю. Тот либо обращается в суд, или, если нет причин считать товар нелегальным, дает согласие на оформление посылки.
В конечном итоге кроссовки пришли покупателю, но с недельной задержкой.
На прошлой неделе о похожей проблеме – только с телефонами Xiaomi – сообщал телеканал "112 Украина". Проблемы с доставкой, отмечает издание, наблюдаются с конца апреля, но пока не носят массового характера. К примеру, в России ввозить телефоны Xiaomi можно только по согласованию с официальным дистрибьютором – компанией "Смарт Оранж". В марте этого года "Смарт Оранж" получила статус представителя правообладателя на территории России и объявила о намерении бороться с "серыми" коммерческими поставками. Но на ограничения жаловались и обычные покупатели, которые заказывали телефоны для личного пользования.
О таких же проблемах – но без указания брендов и возможных причин – 25 мая сообщала "Новая почта".
"У нас тревожные новости: уже пятый день работники внутренней безопасности ГФС вмешиваются в работу сектора таможенного оформления международных экспресс-отправлений на нашей сортировочной станции, куда поступают посылки по международным направлениям. Не предоставляя никаких объяснений, они осматривают все без исключения посылки, несанкционированно фотографируют и снимают на видео прием посылок с авиа- и даже автомобильных рейсов и мешают их обработке, создавая искусственные препятствия. При этом каких-либо нарушений, которые бы давали основания для такого углубленного внимания, не обнаружено", – говорилось в заявлении компании.
Известно также о проблемах с доставкой телефонов Meizu. AIN сообщал, что представитель этой торговой марки в Украине Виктория Цитович направила в ГФС письмо, в котором указала, что в марте на территорию Украины "был ввезен контрафактный товар", и таможня не приостановила его оформление, как должна была. В связи с этим она призвала Госфискальную службу принять меры.
Основатель интернет-магазина Hotline.ua Сергей Арабаджи в блоге на AIN отмечал, что задержки товаров на таможне связаны с интерпретацией принципа исчерпания прав на торговую марку. Принцип заключается в том, что производитель товара теряет право на его коммерческую эксплуатацию после первой продажи.
"Вроде бы, все понятно и не должно быть никаких разночтений: товар произведен ради продажи, из его продажи извлечена выгода, у товара новый владелец, поэтому его производитель не должен и не имеет прав препятствовать дальнейшей продаже этого товара. Но при международной торговле разночтения появляются. Некоторые страны считают, что импортер (покупатель) товара должен при ввозе в свою страну подтвердить у производителя право на его продажу. Это называется национальный принцип исчерпания прав. Если этого делать не требуется – это международный подход", – объяснял Арабаджи.
По его словам, в Украине принцип исчерпания прав четко не установлен: формулировка закона "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" (п. 6 ст. 16) позволяет считать, что устанавливается международный принцип, но об этом явно не сказано, и это создает возможность для альтернативной трактовки. Таким образом, официальные дистрибьюторы брендов получают возможность блокировать параллельный импорт.
Арабаджи уверен, что национальный принцип исчерпания прав "выгоден только тоталитарным государствам (такой подход действует в России), где строится государственный капитализм", тогда как в условиях рыночной экономики, "от этого пострадают все потребители, а также торговый малый и средний бизнес".
При этом в ГФС заверили, что ввоз товаров, купленных в иностранных интернет-магазинах, ограничивают только по требованию правообладателей или их представителей. В комментарии директора департамента организации таможенного контроля ГФС Алексея Василенко отмечается, что "ограничения применяются только в случае, если продукция контрафактная, или если ее происхождение не удалось установить".
По его словам, такая процедура применяется в Украине давно. Василенко заверил, что указания запрещать физическим лицам ввоз в Украину товаров, права на торговые марки которых заявлены в таможенном реестре, таможенникам не давали.
OpenDataBot отмечает, что крупные партии товара проверяли и раньше, но проблем с доставкой посылок физическим лицам не было. На сайте проекта отмечается, что сейчас таможня пропускает все товары, кроме продукции Meizu и Xiaomi.