Невозможно быть нейтральным, когда в твоем присутствии происходит изнасилование. Австрийская партия свободы выбрала сегодня сторону насильника

Фото: Alexander Scherba / Facebook

Для некоторых нейтралитет – это свобода быть негодяем.

Сегодня во время исторического выступления президента Владимира Зеленского в австрийском парламенте пропутинская Австрийская партия свободы (АПС) совершила демарш: вышла из зала.

Позиция АПС – это не нейтралитет.

Когда год назад я увидел по телевидению исторические Ворота Героев в Вене, подсвеченные украинскими красками, это был незабываемый для меня момент, от которого я едва не заплакал. Эта страсть, эта волна сочувствия, эта безусловная готовность тысяч австрийцев помогать, эти открытые двери для украинских беженцев – это был момент истины об Австрии. Стране, у которой есть сердце.

Это сильно контрастировало с неизменным нейтралитетом, о котором Австрия всегда вспоминала, как только на горизонте появлялась Россия. Неудивительно: быть нейтральным, когда на твоего соседа напали, когда его города и села бомбят и сжигают, – такое возможно только для людей без морали и понимания. По крайней мере так я думал тогда.

Сегодня тоже должен был быть незабываемый исторический момент – Владимир Зеленский, героический президент страны, на которую грубо напали, которая истекает кровью, но не сдается, был наконец приглашен обратиться к австрийскому парламенту. Многие австрийцы, люди большой души, настоящие друзья, приложили усилия, чтобы эта речь прозвучала. Я им безгранично благодарен. Но "благодарность" – не единственное слово, которое приходит сейчас на ум.

В памяти осталась еще одна картина – фракция Австрийской партии свободы, которая демонстративно покидает зал. А также немало пустых стульев среди фракции социал–демократов. Для меня, как и для многих украинцев, это было как пощечина.

С одной стороны, позиция АПС в отношении России давно известна. Она нейтральная. Ведь подписать соглашение о дружбе с путинской партией, ездить в оккупированный Крым, вести на Ибице переговоры о продаже России чуть ли не половины Австрии, повторять, как попугай, мантры российской внешней политики – это, по мнению АПС, нейтралитет. Ну, что ж, надо отдать им должное, они последовательны в своем бесстыдстве.

К сожалению, в мире есть люди, для которых нейтралитет – это свобода быть негодяем. В каком–то смысле это тоже право человека, выбор, который каждый делает для себя сам.

Но есть и еще одна вещь. И как украинец, любящий Австрию и чей двоюродный дед, навсегда 23-летний красноармеец, похоронен в австрийской земле, я имею право сказать о ней вслух.

80 лет назад люди, которые впоследствии основали Австрийскую партию свободы, сожгли Украину дотла. Они вели агрессивную войну, убивали, насиловали, разрушали. То есть делали в Украине многое из того, что путинцы творят сейчас. В 1941 году они так же ворвались на украинскую землю на своих танках – с музыкой, смехом и безграничным презрением к "человеческому материалу", который населяет эту землю.

Три года спустя их позорно прогнали – окровавленных, униженных и раздавленных. На этом историческом фоне выбрать такую линию поведения, которую избрала АПС во время выступления Зеленского (кстати, потомка евреев, переживших Холокост), – это стыд с человеческой точки зрения и скандал с исторической.

Россия хочет снова быть империей. Украина просто хочет быть. Украина борется за свободу. Путин же ведет ту же войну, что и все диктаторы в истории. Против свободы, прогресса и человечности. С этой точки зрения Путин находится на той же стороне истории, что и Гитлер, и все империалисты перед ним. И это тоже в чем-то момент истины, в которой каждый – хочет он того или нет – выбирает сторону.

Невозможно быть нейтральным, когда в твоем присутствии происходит изнасилование. Но вполне возможно быть негодяем, который делает вид, что ничего не видит. Австрийская партия свободы выбрала сегодня сторону насильника. Слава богу, Партия свободы – это еще не вся Австрия.

Источник: Alexander Scherba / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора