Проблема перевозки российской нефти не в "теневом флоте", а в том, что половина мира не присоединилась к санкциям против России

Проблема перевозки российской нефти не в "теневом флоте", а в том, что половина мира не присоединилась к санкциям против России
Фото: Andrii Klymenko / Facebook

И снова о так называемом теневом флоте, которого на самом деле нет.

В марте 2024 года сырую нефть РФ из портов Черного моря перевозило 36 танкеров. Перевезли они 4,3 млн тонн (дедвейт каждого танкера от 100 тыс. до 160 тыс. тонн).

А теперь распределение по странам регистрации судовладельцев:

  • девять танкеров – Китай – 25%;
  • семь танкеров – Греция – 19,4%;
  • пять танкеров – ОАЭ – 13,9% (включая те компании, которые, вероятно, принадлежат РФ в ОАЭ);
  • пять танкеров – Маршалловы Острова – 13,9% (офшор);
  • четыре танкера – Турция – 11%;
  • два танкера – Индия – 5,6%;
  • два танкера – Индонезия – 5,6%;
  • один танкер – Вьетнам – 2,8%;
  • один танкер – Либерия – 2,8% (офшор).

К тем, где владельцы зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, то есть собственность скрыта от широких масс (но не от органов контроля), можно отнести только шесть танкеров – то есть 16,7%. У остальных танкеров в открытых и специализированных справочниках есть обновленные свежие сведения о названии, идентификационном номере и адресе офиса судовладельца и оператора, например: 6011050 Registered owner LAVENDER MARINE LTD Care of Thenamaris (Ships Management) Inc, 16, Athinas Avenue & Vorreou Street, Vouliagmeni, 166 71 Athens, Greece, since 07/02/2018.

Все эти суда есть во всех реестрах, ходят с АИС (бывает, что выключают его в российских портах, но не всегда), то есть отследить их можно – было бы желание. Большинство имеет вполне приличный возраст и техническое состояние (иначе их Турция не пустит в проливы и Мраморное море – там об этом серьезно переживают, помнят об аварии супертанкера в Мраморном море в 1979 году).

Итак, проблема заключается не в так называемом "теневом флоте", а в том, что половина мира – преимущественно страны Азии, Африки, Латинской Америки – не присоединилась к санкциям против России. Плюс в этих странах, не присоединившихся к санкциям, отсутствуют полностью какие-либо системы независимого контроля стоимости контрактов, по которым куплен тот груз нефти, который они везут.

Еще один важный аспект: так называемый ценовой потолок $60/баррель, которого никто не придерживается, распространяется на суда судовладельцев из присоединившихся к санкциям стран. В данном случае – к танкерам Греции. То есть, как сказано выше, всего до 1/5 танкеров. На остальное это не действует в принципе...

Дефиницию "теневой флот" бросили в обращение неквалифицированные журналисты-расследователи (типа журналисты и типа расследователи), придумавшие себе пиратские истории о незарегистрированных танкерах с фальшивыми флагами, без АИС...

Да, действительно, случаются детективные истории, когда суда переписываются на подставные компании в других странах, меняют названия/флаги, но они все равно остаются в реестрах, регистрах и т.п., и их можно увидеть, потому что есть такие места, где невозможно ходить с тем же выключенным передатчиком АИС (к которому тоже прилипло слово "транспондер", нечасто используемое в морском деле). От этой дефиниции уже трудно избавиться, потому что прилипло, как известная субстанция.

Итак, мы призываем, советуем, просим понимать ее так: "теневой флот" – это флот большинства стран мира, которые не присоединились к антироссийским санкциям и спокойно, формально "ничего не нарушая", возят российскую нефть и таким образом продлевают для России возможность убивать нас с вами.

Да, здесь в списке осталась (лишь) одна страна ЕС, в которой судовладельцы-миллиардеры еще не поняли этого, потому что миллиарды мешают. Но это мы совместными усилиями с украинскими и еэсовскими дипломатами и журналистами жмем и дожмем (это не пустые слова).

А вот что делать со второй половиной мира – это вопрос шире экспорта нефти. Работаем, не останавливаемся.

Источник: Andrii Klymenko / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора