Пандемия несет риски детям младшего возраста. И виноват здесь не коронавирус, а длительные изоляционные мероприятия

Фото: Андрій Волянський / Facebook

Контакты второго вида.

Малоизвестные последствия пандемии. Дети не нарабатывают адаптивный иммунитет.

Давно хотел написать о неожиданных серьезных рисках вследствие полуторагодичной пандемии. О рисках для детей младшего возраста. Эти риски будут реализованы уже в ближайшем будущем. И виноват здесь не коронавирус, а длительные изоляционные мероприятия.

Часто вижу тезис о том, что коронавирус вытеснил из человеческой популяции другие, менее заразные инфекционные агенты (грипп, РС-вирус, пневмококк и др.). Это не так. У каждого заболевания есть своя животная ниша, своя сезонность, свои возрастные, клинические, территориальные и прочие особенности. Они отлично сосуществуют при появлении аномально нового агента для человечества, с высокой заразностью его циркуляция резко и многократно (тысячекратно, миллиардократно) возрастает. Затем, по мере адаптации общества, циркуляция резко падает. Чем выше уровень циркуляции патогена, тем выше мутационная изменчивость, это понятно. Поэтому коронавирус в течение пандемии мутировал гораздо больше, чем грипп. Но респираторные и нереспираторные, вирусные и невирусные инфекции в течение уже полутора лет сталкиваются с мощными искусственными изоляционными мероприятиями.

Т.е. другим инфекционным болезням масочный режим и локдауны противостоят лучше, чем коронавирусу. Казалось бы, что здесь плохого? Не болеем гриппом, корью, кишечными инфекциями. Замечательно!

Да, в целом это так. Но есть огромная часть населения Земли – дети. Ежегодно рождается около 150 млн. Т.е. детей дошкольного возраста на планете порядка миллиарда. Ребенок рождается с пассивным иммунитетом матери, после шести месяцев он резко слабеет, к году практически исчезает. Врожденный иммунитет имеет характер общезащитного и неспециализированного и во многих ситуациях недостаточен для полной ликвидации угрозы. Адаптивный иммунитет – тот, который подстраивается под патогены, – необходимо создавать. В первые годы жизни ребенка. Именно в первые. Когда постепенно начинают нарабатываться нормальные концентрации антител разных классов, когда появляется возможность отвечать на полисахаридные антигены, когда до второго перекреста (шесть лет) существует лимфоцитарная направленность кроветворения. Создается адаптивный иммунитет только контактами с патогенами! Больше никак! Отсюда абсолютно простой вывод: чтобы в течение жизни иммунная система человека функционировала нормально, он должен контактировать с патогенами в раннем детстве.

Эти контакты бывают только двух видов: дикий антиген (инфекция) и адаптированный антиген (вакцина). Но это совсем не означает того, что детство ребенка должно пройти в непрерывных болезнях. Большинство контактов первого вида не проявляется клинически. Различные патогены в глоточном кольце миндалин представляются лимфоцитам и обучают их. Кстати, по этой причине нежелательно удаление небных (гланды) и глоточной (аденоиды) миндалин. Контакты второго вида (вакцинация) важны, если патоген представляет угрозу здоровью или жизни ребенка. Например, дифтерия, коклюш, пневмококк, грипп.

Самые частые пневмонии у детей вызывает РС-вирус. К счастью, летальность РС-инфекции довольно низкая. Больше всего смертельных пневмоний у детей приходится на долю пневмококка. До сих пор попытки разработать вакцину против РСВ не увенчались успехом.

Поэтому следующий простой вывод: контакты первого вида с РС-вирусом для жизни ребенка не опасны, но необходимы для воспитания адаптивного иммунитета, а вот встречу с многочисленными вариантами пневмококка лучше допустить в виде вакцинации в силу значительно большей летальности последнего. Сразу оговорюсь, на сегодня известно около 100 серовариантов пневмококка, значимых для человека, примерно 25 из них вызывают более тяжелые клинические формы (средний отит, пневмонии, менингиты), вакцины содержат 10, 13 или 23 серотипа. Причем на территориях, где 10- и 13-валентные вакцины применяются давно (к примеру, ЕС), входящие в них штаммы исчезают из циркуляции (Украины это не касается, т.к. здесь против пневмококка прививают менее 10% детей).

Когда я в течение зимы (снижение активности коронавируса на фоне новогодних праздников) неоднократно писал о том, что весна будет горячей, т.к. в Украине, в отличие от Западной Европы, потенциал пандемии далеко не выработан, и какие меры надо немедленно предпринять (адресная защита групп риска, приоритетная вакцинация уязвимых, быстрое восстановление санэпидслужбы и надлежащее проведение эпидрасследования), эти рекомендации канули в пустоту. Более того, министр в начале марта перед ВР пел дифирамбы себе и окружению за спокойное прохождение пандемии в Украине. 11 тыс. COVID-смертей в апреле, которых можно было бы избежать, расставили все по своим местам.

Сегодняшние советы адресованы родителям, а не Минздраву, поэтому шансов на то, что к ним прислушаются, гораздо больше. В течение двух летних месяцев и сентября нужно резко активизировать вакцинацию детей младшего возраста. В первую очередь против сезонных патогенов – пневмококк, менингококк, грипп, ротавирус. Безусловно, непривитых против дифтерии, столбняка, коклюша детей тоже нужно вакцинировать против этих инфекций. В отношении прививки против пневмококка: вакцинация и 10-валентной ("Синфлорикс"), и 13-валентной ("Превенар 13") вакциной имеет смысл. Оптимальна 23-валентная ("Пневмовакс"), но дети могут отвечать на нее только с полутора лет.

Вакцинация против менингококка: в Украине чаще фиксируются заболевания, вызываемые группами А и В. Поэтому оптимальна вакцинация и препаратами А, С, W, Y ("Менактра", "Нименрикс") и В ("Бексеро").

Вакцинация против гриппа. Традиционно сезонные вакцины появляются в Украине в октябре. Пик активности гриппа обычно приходится на февраль, но в грядущем сезоне первая волна может прийти раньше, в ноябре. Поэтому возможен вариант введения первой дозы вакциной прошлого сезона летом, второй дозы – в октябре.

Вакцинация пожилых. Рекомендую прививать против гриппа и пневмококка (оптимально 23-валентной вакциной).

В конце июля истекает годность харьковской АДС-м, и пока завод приостановил производство. Применяется для взрослых и детей старше семи лет. Те, кто планировал прививку, – поспешите.

Будьте здоровы!

Источник: Андрій Волянський / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора