Из-за популизма власти большую часть газа "Нафтогаз" продает себе в убыток. Если он поднимет цены, то столкнется с гневом президента
"Нафтогаз" в ловушке популизма.
Темные времена Януковича? Когда тарифы для населения держали искусственно низкими, "Нафтогаз" был хронически убыточной черной дырой, поглощающей каждый год миллиарды долларов, а некоторые олигархи покупали газ по цене как для населения и продавали его промышленности, зарабатывая на этом миллиарды долларов. Платил за все, конечно же, обычный украинец. Просто не в платежке, которую отчасти могли компенсировать субсидии, а другим способом. Накопленный долг оказался неподъемным, дефицит бюджета задушил экономику, и мы увидели стремительную девальвацию гривны и инфляцию. Вот так и заплатили.
Или мы не про темные времена Януковича?
Что происходит сейчас? Разница в ценах газа для населения и промышленности уже в два раза, и "Нафтогаз" жалуется, что снова тот самый олигарх, которому к тому же парламент недавно простил около $1 млрд, покупает газ по цене как для населения и продает его промышленности. Приехали. Еще и глава "Нафтогазу" уверяет, что компания в убытках (хотя последнее утверждение весьма и весьма сомнительно). Да, "Нафтогаз" еще не превратился в черную дыру. Да, пока еще он не требует дотаций. Но лиха беда начало.
Ключевое – на рынок газа снова вернулась коррупция и снова олигархи могут зарабатывать на разнице цен для населения и рыночной.
Причина? Старая, как мир, – популизм.
Цены на газ в этом году стремительно растут. На европейских биржах. Хорошая новость для простого украинца – этот рост он не почувствует сейчас. Тарифы в этом году не изменятся. Плохая новость – ну, вы все поняли.
Почему тарифы не изменятся, несмотря на резкий рост рыночных цен на газ? Потому что "Нафтогаз" зафиксировал цену, переведя всех потребителей на годовой тариф. Причем речь идет не только о тех клиентах, что подписали контракты непосредственно с "Нафтогазом". Речь идет и о большинстве потребителей Украины, около 70% которых обслуживается газсбытами Фирташа. Почему? Потому что с компанией Фирташа тоже подписан договор о годовом тарифе. И что делает с газом компания Фирташа? Ответ правильный. "Нафтогаз" уже вовсю жалуется, что продает его на рынке промышленности, где цены в два раза выше. А кто-то ожидал от компании олигарха чего-то другого?
Казалось бы, "Нафтогаз" должен был бы разорвать такой контракт, по которому он себе в убыток продает большую часть газа. В убыток, потому что мог бы продать по цене в два раза больше. И даже повод есть. Санкции против Фирташа. Но вот ведь загвоздка. Мы же помним про популизм. Если "Нафтогаз" это сделает, то глава "Нафтогазу" столкнется с гневом если не господним, то президентским. Ведь тогда 70% населения будет вынуждено перейти на рыночные цены. А это означает рост в два раза. А мы же помним, что у нас очень социальное государство. Популизм.
Вы скажете, ну так пусть клиенты Фирташа пойдут в "Нафтогаз" и подпишут контракты с ним. И будете правы. Но мы же говорим о людях, которые скорее пойдут бурчать на кухню или следовать за политиками на митинги, чем задумаются и подпишут контракт. Тут же в телевизоре вспомнят про бабушку, у которой нет сил кликнуть на сайте и которую злобные либералы приговорили к голодной смерти. В общем, не вариант. Потому что популизм.
Годовой тариф был хорошим изобретением. Когда "Нафтогаз" контрактует газ по низкой летней цене. И получает потом оплаты за этот газ от населения. Но это уже не имеет ничего общего с рынком, когда "Нафтогаз" продает добытый им газ в два раза ниже рынка. И продает его в том числе и олигархам. Это уже те самые старые добрые времена. При этом независимые компании, добывающие газ в Украине, продают его по рынку. И у них есть ресурс инвестировать в рост добычи. При этом компании одного и того же олигарха могут добывать газ в Украине и продавать его по рынку и одновременно получать газ от "Нафтогазу" по льготной цене. А у "Нафтогазу" почему-то добыча не растет. Почему же… Хм…
Деолиграхизация на марше…
А впереди? А впереди у нас трехлетний тариф… Как раз до выборов. А потом хоть трава не расти.
Источник: Sergey Fursa / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора