Нам придется простить тех, кому Кремль задурил голову и втянул в свою пропаганду. Такой путь прошли все страны после войны

Закон "Об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО" не содержит никаких норм, которые блокируют внешнеполитический курс Украины, а амнистия будет распространяться только на тех, кому "задурил голову Кремль", но не на убийц, террористов и насильников, подчеркивает первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.

В эти дни я получаю сотни писем и звонков с просьбами: "Ира, просим, среди криков-воплей про "зраду зрадную", объясни, пожалуйста, что вы проголосовали".

В ситуации, когда сотни моих коллег в парламенте заняли простую и популярную позицию сокрушительной критики Минских соглашений, когда депутаты в своих удобных креслах и вкусной парламентской столовой призывают к наступлению на Донбасс, потому что это самый легкий путь найти любовь в сердцах людей, я последовательно отстаиваю позицию, что эти неидеальные, непростые Минские договоренности, принятые в критический для государства момент, помогли нам выстоять как стране, усилили международную поддержку Украины и на сегодняшнем этапе играют роль сдерживающего фактора для невменяемой Москвы. Что, к сожалению, мы не можем только военным путем освободить Донбасс и Крым! А все, кто кричит об этом, в грош не ставят жизнь украинских солдат! Мы должны освободить Донбасс и Крым, усиливая украинскую армию и дипломатический фронт, – только в синергии.

В ВР я уже полтора года собираю неформальную группу "Минская платформа", куда приглашаются эксперты, участники минских рабочих групп от Украины и ОБСЕ, чтобы информировать депутатов о работе групп и советоваться с ними относительно миротворческих процессов.

Я искренне старалась спокойно и аргументированно представить позицию власти во время обсуждения двух законопроектов и в зале ВР, осознавая, насколько важно и принципиально простым гражданам, которые не всегда понимают нюансы Минских соглашений, услышать логику не только "против", но и другие аргументы, почему сегодня правильно голосовать "за". И я считаю подлостью (не по отношению к себе, я и не такое в украинской политике видела, а к избирателям, которые имели право услышать все позиции и аргументы) действия тех коллег, которые после выступлений своей почтенной и высоконравственной фракции ворвались на трибуну и поломали микрофоны. Очень "европейский" подход.

Я искренне жду реакции посольств европейских стран и США, которые неоднократно оказывали публичную поддержку тем или иным законопроектам "еврооптимистов" и не скрывают своих искренних симпатий к этим группам и фракциям, на конкретные действия этих молодых политиков, которые просто пытались сорвать обсуждение, которые ежедневно публично оплевывая действия власти внутри страны и за рубежом, вырвали микрофоны после своих критических к власти выступлений, когда шло ключевое для страны обсуждение! Ключевое для безопасности Украины и самого ЕС! ЕС и США последовательно поддерживают минский процесс, должна это подчеркнуть.

Поэтому по определенным вопросам, на которые хотелось дать ответ с трибуны ВР во время обсуждения законопроектов, попробую сформулировать позицию здесь.

Минские соглашения выгодны Москве. Их писали в Москве. Зачем мы их имплементируем в украинское законодательство?

– До минуты помню первую минскую встречу 26 августа 2014 года... По коридорам роскошного президентского дворца Лукашенко слонялся, весь в Brioni, с сумкой Montblanc, пресс-секретарь Путина, перевязанный потешными опереточными георгиевскими лентами. Эта картинка – памятник путинскому режиму, двойным стандартам, где верхушка живет роскошной жизнью, полностью интегрированная в европейско-американский комфорт, имеет там недвижимость и счета, ценит европейский образ жизни, поскольку к нему привыкла, а простому народу навязывают "русский мир", перевязанный забавной георгиевской лентой.

Были тяжелые переговоры... Накануне первой встречи Путин использовал свою любимую тактику: усилить собственные позиции, принудить переговорщиков к капитуляции, поставить их в патовую ситуацию и дожать, чтобы пошли на его условия. Накануне первой минской встречи Путин начал полномасштабное вторжение в Украину, войска регулярной российской армии вторглись на Донбасс... Телефон Порошенко разрывался: ему звонили военные руководители и докладывали трагическую ситуацию в Иловайске, где прицельно в "коридоре мира" россияне расстреливали украинских солдат и добровольцев, цвет нашей нации. Тогда в Минске была только высокий представитель ЕС Кэтрин Эштон. А уже через 10 дней, 5 сентября, в Минске состоялась встреча в нормандском формате. Меркель и Олланд хотели урегулирования конфликта, но четко давали понять, что воевать за Украину (как до того и за Грузию) мир не будет, поэтому договаривайтесь. Путин цедил сквозь зубы, что "нас там нет"... Ежедневно погибало несколько десятков украинских военных.

Поэтому в начале сентября, когда уже непосредственно подписывались Минские соглашения, ключевая их цель была одна – остановить убийство украинцев и сохранить страну. Путин готовил этот план как план капитуляции Украины, при молчании ЕС, для которого ключевым было остановить горячую фазу конфликта. Он требовал приоритетности политического блока, рисуя войну на Донбассе как исключительно внутреннюю украинскую проблему, гражданский конфликт, что типа "республики" восстали из-за "притеснения" русского языка и требуют большей децентрализации и самостоятельности. Для европейцев важно было прекратить военные действия и убийства – да, ценой Украины... Украине было тяжелее всего. Донбасс заливало кровью... Речь шла о сохранении государства, поскольку целью Путина был не Донбасс, а Киев, Украина. Речь шла об украинских солдатах и гражданском населении на Донбассе, которое в те дни жило в бомбоубежищах, и сердце разрывалось от страданий украинских детей, пенсионеров, женщин, которые были жертвами этих экспериментов российских имперских амбиций.

Нам удалось заложить в Минские соглашения ключевые позиции для сохранения государства: вывод иностранных войск и техники (очевидно, что речь идет о российских, но включение дефиниции "российские" на том этапе просто бы не прошло); восстановление контроля над украинско-российской границей. Да, в соглашениях есть политический, болезненный для Киева, блок, но таков компромисс и такие тогда были обстоятельства. И тот, кто об том "забыл", просто не знает, что такое получать известия об убийстве солдат, слышать крик их матерей и понимать ответственность за сохранение жизни каждого солдата, за сохранение Украины.

Санкции против РФ появились летом 2014 года, после аннексии Крыма. Зачем говорить, что санкции против РФ привязаны именно к выполнению Минских договоренностей?

– После аннексии Крыма ЕС ввел смешные санкции: визовый отказ нескольким десяткам россиян вроде потешного Стрелкова (в санкционном списке он именно так был записан, хотя его настоящая фамилия – Гиркин). Те санкции Кремль даже не почувствовал, они были смешнее укуса комара. Именно эта безнаказанность и уверенность, что мир не будет вмешиваться в агрессивную политику РФ, развязали Кремлю руки и привели к полномасштабному вторжению в Украину в августе 2014-го. Серьезный пакет экономических санкций, которые реально били по экономике агрессора, привели к падению курса рубля, ключевое – заморозили доступ страны-негодяйки к новым технологиям, европейским и американским банковским кредитам, был принят именно после подписания Минских договоренностей.

В риторике и заявлениях лидеров ЕС и США, в решениях Еврокомиссии и американской администрации по санкциям звучит одно и ключевое: санкции будут продолжаться до полного выполнения Минских договоренностей! До полного! Вплоть до восстановления контроля над украинско-российской границей! Кто из украинских политиков против восстановления границы, тот выступает против Минских договоренностей. Обратите внимание, именно те, кто неделю прорывал границу на западе Украины, унижая украинских пограничников, в драматические парламентские дни блокировали трибуну украинского парламента, прорывая наш дипломатический фронт и выступая против Минских соглашений, требующих восстановления контроля на восточной границе. Совпадение? Не думаю!

Президент превысил полномочия, подписывая соглашения, и не посоветовался с парламентом.

– Вся страна увидела в эти дни, как оно – советоваться с безответственной и популистской частью парламента... В критические дни 2014-го – февраля 2015-го любое промедление стоило жизней тысяч украинцев. Речь шла о сохранении страны. Президент принимал решение как гарант Конституции, верховный главнокомандующий и лидер, который внедряет внешнюю политику. Под нормандскими и Минскими договоренностями стоят подписи его партнеров и коллег – президентов Франции, РФ и канцлера Германии. Они тоже превысили полномочия? И ключевое – именно подпись Путина под нормандскими документами и его посла Зурабова под минскими делают РФ субъектом договоренностей, а не наблюдателем, как и ЕС, за которых подписи поставили Олланд и Меркель. Теперь КАЖДАЯ сторона должна выполнить свою часть обязательств: РФ – вывести войска и технику, уйти с Донбасса; Украина – политический блок (мы его, кстати, выполнили, приняв соответствующее законодательство, которое так и не вступило в силу из-за невыполнения блока безопасности со стороны РФ); ЕС – держать санкции до полного выполнения Минских соглашений, до восстановления контроля над границей.

После принятых законопроектов в ВР появятся гиви–моторолы.

– Эти апокалиптические завывания мы слышим с сентября 2014-го. ВР до сих пор на месте. Гиви и моторолы – сами знаете где.

Зачем голосовали за закон об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО?

– Этот закон проголосовали в сентябре 2014-го, а не в октябре 2017-го! А фракция "Самопомочі", представители УКРОПа и другие блокировщики трибуны голосовали за этот закон, изменения к нему в марте 2015-го! То есть тогда это была не "зрада", а сейчас – "зрада зрадная". Что же случилось за эти годы, если ни одно из апокалиптических предсказаний не реализовалось? А ничего, кроме того, что "Самопоміч" вышла из коалиции и не жалеет сил и нервов не на борьбу за Украину, а на борьбу с властью. Ключевое – ни после сентября 2014-го, ни после марта 2015-го этот проголосованный закон так и не вступил в силу.

По Донбассу ходит не народная милиция, которой пугают избирателей радикалы, а россияне и местные орки, вооруженные российским военторгом. Так мы будем народной милицией пугать или выгонять орков? Ну, и еще раз подчеркиваю: принятый в 2014 году закон мертв и не может вступить в силу до выполнения со стороны РФ безопасностного блока Минских соглашений. И сейчас мы голосовали не закон, не его пролонгацию, а возможность применения, если в течение года изменится ситуация с безопасностью. Зато это голосование дало бесспорный козырь нашим дипломатам требовать продления санкций против РФ.

В законе "Об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО" заложены нормы о народной милиции, своих судах, это легитимизация боевиков.

– Документ, который принимался в критические для Украины дни, был трудным и компромиссным. Непростым для Украины. Путин стремился заложить в закон возможность со стороны "республик" блокировать внешнюю политику Украины, определять наш внешний вектор, в том числе заблокировать наш путь к ЕС и НАТО, Соглашение об ассоциации и безвиз. Учтите, что и в самих ЕС и НАТО есть силы, которые бы с радостью приветствовали подобные нормы. Мы все это отразили. Никакой отдельный регион Украины не может и не будет определять внешнюю политику всего государства, потому что это вопрос всех украинцев, а не отдельных желаний. Закон "Об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО" не содержит никаких норм, которые блокируют наш внешнеполитический путь. Именно это была цель Путина.

А насчет легитимизации боевиков, то их официально не признал даже сам Путин, поскольку этих людей публично стыдно показывать. Прячет их Кремль и его посыльный по Донбассу Сурков, как Карабас Барабас своих марионеток в запыленном саквояже. Тем более мир не признал "республики" и их главарей. По амнистии – нам придется простить тех, кого Кремль втянул в информационную и пропагандистскую кампанию и кому задурил голову... Это будет трудно, но такой путь прошли все послевоенные страны. Мы же простили после 45-го немцев, потому что не все они были фашистами. Мы не можем в каждом жителе Донбасса видеть врага. Но все, причастные к убийствам и терроризму, к крушению Boeing и пыткам наших заложников, к изнасилованиям, будут сидеть, эти преступления не попадают под амнистию и являются преступлениями против человечности, не имеющими сроков давности.

Почему именно сейчас голосовали за пролонгацию закона об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО?

– Потому что срок принятого закона "Об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО" истекает в октябре 2017-го. И Кремль уже начал свою лживую гибридную кампанию, что, мол, видите, Украина выходит из Минских соглашений, вот и все, снимайте с РФ санкции. В ЕС – и вы сами это знаете – есть немало сил и лоббистов, которые поддерживают снятие санкций с РФ. Это же игра Кремля была: снять с Москвы европейские санкции украинскими руками. Не получилось.

Также обратите еще раз внимание, что принятый в самые драматичные дни 2014-го закон "Об особенностях местного самоуправления" носит временный характер, лишь на несколько лет, потому что Донбасс – это не отдельная республика, а Украина. И еще раз подчеркиваю: закон не вступил в силу.

Почему Оппоблок поддержал голосование за закон "Об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО"?

– Вопрос к ним, но Оппоблок дал лишь девять голосов из 40 членов фракции, то есть меньше 25% их депутатов. Оппоблок борется за голоса востока и всегда публично поддерживает Минские договоренности как такие, что ведут к урегулированию ситуации и восстановлению мира на Донбассе. Все социологические опросы показывают, что для украинцев вопрос мира является ключевым, а на востоке Минские соглашения поддерживают больше, чем на западе, поэтому для Оппоблока и его электората это голосование вполне логично.

Почему Москва и марионетки одобрительно восприняли эту инициативу голосования по закону "Об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО"?

– Я видела обратное. Москва и ее приспешники устроили истерику в Минске в отношении украинских законопроектов накануне голосования. Они проклинают и воют, критикуют и истерят относительно законопроекта, который признает РФ страной-агрессором. А что касается пролонгации закона об особенностях самоуправления, то я не слышала и не читала радостных и победных реляций из Москвы. Звучали заявления Москвы и ее марионеток, что, мол, Киев принял этот закон под давлением и что все равно он его не выполнял и не собирается выполнять. Это мало похоже на радость, скорее на разочарование, что их план снять санкции нашими руками провалился! А вот наши европейские и американские партнеры приветствовали нашу мудрость.

Какие новеллы, заложенные в другом законопроекте, "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях", являются самыми принципиальными?

– Этот законопроект принят только в первом чтении и будет доработан ко второму, в том числе учитывая новеллы альтернативных законопроектов. Ключевое – признание РФ страной-агрессором. Почему именно сейчас? Потому что несколько лет назад даже наши ближайшие союзники и партнеры призывали к сдержанности и не воспринимали признание истины публично. Так же, как не воспринимали нашу инициативу о миротворческой миссии на Донбассе. Сегодня время другое и всем уже все понятно с РФ. А принятие этого закона поможет нам бить по РФ в международных судах и в диалоге по миротворческой миссии, где априори не может быть ни одного россиянина, гражданина страны-агрессора.

Почему в законе разделены вопросы Крыма и Донбасса?

– Мы все равно боремся за возвращение Донбасса и Крыма, но даже в международном праве ситуация с этими украденными украинскими территориями определяется разной терминологией: Крым аннексирован, на Донбассе ползучая аннексия, россияне отказываются признать там свое присутствие. Методология возврата этих территорий также будет разной, это очевидно. Нам нужно зафиксировать законодательно российское присутствие на Донбассе, выделить в один блок, что общего в ситуациях с Крымом и Донбассом (нарушение прав человека оккупантами, равное отношение Украины к гражданам, которые в оккупации), и выделить то, что отличает, в частности, применение военной компоненты на Донбассе, где продолжается террор россиян и контролируемых ими банд. Доработкой этих новелл я и коллеги займемся на следующей неделе. И здесь я открыта к сотрудничеству и обсуждению со всеми.

Почему за этот законопроект не голосовали "Батьківщина", Оппоблок, "Самопоміч"?

– Вопрос к ним. Но он риторический...

P.S. Из сотен вызовов в эти дни один был особенно важным для меня – от Владимира Павловича Горбулина. Поддержал, что не сорвалась, когда со всех сторон тянулись руки вырвать мой микрофон, и ключевое – сказал, что самое трудное – это иметь позицию и ее публично отстаивать в океане критики и популизма. Но так правильно, потому что так нужно стране.

Источник: Iryna Gerashchenko / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора