Лукашенко "уперся рогом" в вопросе Союзного государства с РФ. Но белорусскости по духу там мало – его позиция обусловлена страхом за себя и своих близких
Встреча президента РФ Владимира Путина и президента Беларуси Александра Лукашенко закончилась без конкретики, но Россия будет жестко давить, чтобы добиться своих целей в Беларуси, считает журналист Игорь Тышкевич.
Интеграция Беларуси и РФ. Все плохо (смотря, конечно, для кого).
Ой, сколько было сломано копий вокруг этой темы. Как – что самое интересное – даже не российские, а часть украинских ЛОМов убеждали еще в конце 2018-го, что "все".
И вот завершился форум регионов Беларуси и РФ. Путин с Лукашенко тусовались три дня. И... и ничего. Лукашенко заявил о наличии "единого мнения", которое окончательно согласуют к декабрю. Забавно, что месяц назад, во время приезда в Минск Медведева, говорили про октябрь.
Одним словом, очередная встреча президентов РФ и Беларуси, которая закончилась без конкретики в заявлениях. Вроде как "продолжаем дружить". При этом министр экономики РФ господин Орешкин заявил, что тема "построения Союзного государства" может быть заморожена.
Неделю назад Bloomberg дал свой инсайд – разразился статьей, в которой со ссылкой на собственные источники в окружении Путина утверждал, что "проблема 2024 года" будет решаться вне формата Союзного государства – Лукашенко, мол, уперся.
И наконец, даже сливной бачок в виде [Telegram-канала] "Незыгаря", который за последние месяцы не раз говорил о "завершении процесса поглощений", а год назад даже хоронил Лукашенко, был скромен в оценках: "Приглашение Лукашенко на Валаам – это, вероятно, последний акт. Святые отцы, святое писание и крест. Но в чудо мало кто верит..." На Валаам съездили, заехали еще в один монастырь, много говорили и… ничего.
Но это не значит, что Беларусь разворачивается. Игры в интеграцию, по крайней мере интеграционная риторика, будут продолжаться. Как это было по крайней мере с 2003 года. Москва будет так же давить.
Основные цели:
- несколько ключевых предприятий, важных для российской оборонки;
- вход в энергетику, химпром, машиностроение и связь. Всего этого (кроме мобильных операторов в связи) у Кремля мало, а хочется. К тому же, если ты контролируешь основные отрасли Беларуси – ты контролируешь Беларусь;
- отдельно стоит упомянуть финансовый рынок. Идеальная цель РФ – любое подобие совместной валюты. Даже в формате виртуального безналичного платежного средства. Это будет одним из приоритетов.
Но Лукашенко "уперся рогом". Лукашенко молодец? Нет, такая позиция обусловлена, естественно, его страхом за себя, за своих близких. Белорусскости по духу там мало. Но такая позиция стала возможна благодаря изменениям в белорусском обществе. Идет смещение ценностей – процесс, которому на определенном этапе аккуратно начала подыгрывать и власть.
С другой стороны, можно поздравить [посла Беларуси в Китае Кирилла] Рудого, [заместителя главы администрации президента Беларуси Николая] Снопкова, [министра иностранных дел Беларуси Владимира] Макея и нескольких других – идея с привлечением КНР как противовеса РФ, пусть и с задержкой в пять лет, но начала давать результаты. Но об этом чуть попозже и намного более подробно.
А пока белорусско-российская интеграция продолжается. О ней, ее перспективах и том, что вот-вот начнется этап практической реализации договоренностей, будем рассуждать еще долгие годы. Show must go on.
Это не отменяет жесткого, очень жесткого давления РФ в попытке получить продвижения по перечисленным выше пунктам.
Источник: Ігар Тышкевіч / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора