Дружескими посиделками в Киеве мы только подыгрываем Лукашенко в его бесконечной игре выпрашивания у РФ ресурсов для сохранения собственного режима
Несмешно о смешных попытках объяснить визит Лукашенко.
Так смешно наблюдать за попытками объяснить визит Лукашенко в Украину натужными мутными логическими конструкциями отечественных экспертов.
Я понимаю, хочется праздника. Но даже ожидание внешнеполитического чуда не должно отбивать умение мыслить у тех, кто называется экспертами.
Собственно говоря, все, кто пытается воспевать последний внешнеполитический праздник, апеллируют к двум "перемогам"/позитивам по результатам этого действа:
– Украина заставила Россию поволноваться, интригуя с Минском за плечами Москвы. И этим, мол, мы серьезно улучшили собственную безопасность, в том числе в контексте предстоящих российско-белорусских военных маневров, и в общем контексте каких-то опасений белорусов российской экспансии;
– Визит – это хорошо для экономики и торговли.
Желание независимых экспертов помочь украинской власти объяснить ее политику – это вещь похвальная. Но помогать тоже надо умеючи. Иначе результат будет противоположный ожидаемому.
Вот, например, Олеся Яхно на веб-страницах "Украинской правды" вообще приходит к выводу, что противиться визиту Лукашенко могли только граждане Беларуси и то по внутриполитическим причинам.
"Внутриполитические причины" – это применение смертной казни, преследования и физическое уничтожение оппозиции, подавление инакомыслия. Ну действительно, подумаешь – почему украинских граждан должны беспокоить такие внутриполитические "мелочи" в Беларуси?
Но причины есть. И прежде всего – очень плохо, когда эксперты, которых иногда можно заподозрить в небескорыстой симпатии к украинской власти (отдельных ее представителей), пытаются уменьшить роль и значение ситуации со свободами в соседней стране. Нет, это плохо не для двусторонних белорусско-украинских отношений, а с точки зрения украинской внутренней политики. Подозрения, знаете, начинают усиливаться. А усиление подозрений, что права и свободы граждан не важны для украинской власти, уменьшает рейтинги этой власти. Поэтому я и говорю, помогать нужно умеючи.
Во-вторых, ситуация с правами человека и свободами в Беларуси не может игнорироваться Украиной еще и потому, что, в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, мы должны проводить когерентную внешнюю политику. А Лукашенко и Беларусь, как мы знаем, все еще являются объектами европейских санкций, в рамках которых белорусского лидера не принимают в Европе. Тем более с официальными визитами.
В-третьих, убийства на Майдане тоже можно было бы назвать "внутриполитическими причинами". Но мы надеялись на поддержку и солидарность мира? Что дает нам право игнорировать эти самые потребности белорусов?
Ну, о статусе визита Лукашенко – это уже для совсем узкого круга посвященных. Официальный – это очень высокий статус визита. Для этого нужны очень веские причины и очень высокий уровень политических отношений. А у нас с Беларусью что? Да ничего, Беларусь не признает территориальную целостность Украины. Позиция зафиксирована на уровне резолюции ООН. И, конечно, молодое поколение экспертов на тех же веб-страницах "Украинской правды" может сколько угодно смаковать подробности белорусско-украинских отношений в рамках очередного заседания Парламентской ассамблеи ОБСЕ, но это никак не меняет зафиксированный в ООН в 2014 году результат голосования за резолюцию в поддержку территориальной целостности Украины.
А заявить, что Беларусь не признала аннексию Крыма, – это уже и вовсе бесстыдная ложь в пользу Минска.
Нынешнее состояние политических отношений во всей полноте (а не только в контексте заявления Порошенко, что Лукашенко его друг) – это скорее причина для расторжения дипломатических отношений, чем для того, чтобы принять лидера недружественного государства с официальным визитом.
Тем более уникально по-идиотски выглядит "совпадение" во времени визита с годовщиной убийства Павла Шеремета. Не видят наши дипломаты широкой картины.
Возможно, некоторые украинские эксперты действительно верят, что безопасность северных границ Украины гарантирует двухчасовой тет-а-тет Порошенко и Лукашенко. Я думаю, что военная угроза – это больше о намерениях и ресурсах, а также о балансе сил и интересов.
Так вот, нет никаких причин для Беларуси воевать против Украины. И ресурсов тоже. Поэтому если визг об угрозе от маневров в сентябре – это не часть какой-то информкампании, а реальная оценка ситуации украинской властью, это свидетельствует об окончательном упадке мышления в Украине.
А еще я бы не спешил "покупать" какие-то обязательства Лукашенко относительно будущих военных маневров с россиянами по двум причинам.
Во-первых, эти маневры напрямую являются угрозой для НАТО (и, судя по всему, НАТО это прекрасно понимает даже без таких "хитроумных" украинских подсказок и сигналов, как официальный визит Лукашенко в Киев). Между прочим, похоже, что на тему сентябрьских белорусско-российских маневров у нас вообще заговорили только после соответствующих заявлений должностных лиц НАТО, а до того любовь и дружба препятствовали украинцам замечать эту тему.
Во-вторых, нет никаких причин считать, что в случае, если РФ решит использовать Беларусь как плацдарм для агрессии против Украины (или других государств), Александр Лукашенко сможет противостоять этому. Ни Александр Лукашенко, ни его государство не являются самостоятельными политическими, экономическими и военными игроками. Поэтому и искренняя радость от любых заверений Лукашенко может свидетельствовать лишь о недальновидности его украинских респондентов. Да и вообще, с моей точки зрения, единственным достаточным заверением в этом вопросе могла бы быть отмена Лукашенко маневров в ответ на дружеское беспокойство Порошенко. Или кто-то знает более определенное заверение, которое два часа мог выражать белорусский лидер?
И я никогда не поверю в то, что такими насквозь очевидными нехитрыми манипуляциями (дружеские посиделки в Киеве) мы как-то там "отрываем" Лукашенко и Беларусь от России. На самом деле мы только подыгрываем лидеру Беларуси в его бесконечной игре выпрашивания у россиян ресурсов для сохранения собственного режима.
Экономика же всегда важна. Очевидно поэтому в перечне двусторонних документов, подписанных во время визита, нет ни одного, который бы напрямую касался комплекса торгово-экономических связей. Разговоры о торговле, совместном производстве и т.д. были, а вот конкретных, а тем более в виде подписанных документов договоренностей, – нет, не было. Это у нас теперь так всегда – устная традиция дипломатии растет и ширится, как когда-то анекдоты. Но это так, для публики мыслящей. Остальные могут и дальше играть в большие цифры о росте взаимного торгового оборота (Беларусь просто пользуется/зарабатывает на проблемах между Украиной и Россией и делает это успешно без каких-либо визитов или официальных встреч).
В целом три подписанных в ходе визита документа (два из которых вообще касаются гуманитарно-культурной сферы) – это очень мало для официального визита. Ну, а суть этих документов никак не характеризует ни приоритеты Украины, ни суть текущего момента в отношениях с Беларусью.
Найдется немало желающих верить и распространять разговоры об очень перспективных направлениях и проектах в военно-технической сфере. Вера – это сильная вещь (особенно в поставки угля и урана из Австралии, о чем три года назад тоже договорился Порошенко). Я тоже буду продолжать верить, что, во-первых, у россиян хватает влияния на Беларусь, чтобы помешать чему-то серьезному или угрожающему для нее. А также я буду продолжать верить в то, что военно-техническое сотрудничество (зависимость) с государством, является союзником твоего врага, – вещь очень опасная и ненадежная.
Визит Лукашенко в Украину таки был полезен. Для Лукашенко. На фоне серьезных внутренних политических и экономических проблем он продолжает извиваться как уж на сковородке, выпрашивая то тут, то там, бесконечно обменивая какие-то политические дивиденды на финансово-экономические дотации России.
Ценность этого визита для Украины не объяснил никто. А раз никто не объяснил, почему украинцы заплатили за этот очередной внешнеполитический "триумф", то никто не отберет у нас право считать, что за исключением голой груди Femen и беды с главой Госпогранслужбы ничего и не произошло.
Источник: Bohdan Yaremenko / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора