Дрожжи 2019 года уже не бродят. Зеленскому нужно что-то делать с Зеленским. Но похоже, президент является своим самым некритичным симпатизантом
Минули два года президентства Владимира Зеленского и месяц с хвостиком, и то обстоятельство, что источником его проблем был и остается он сам, начинает уже несколько тревожить.
Не то чтобы было обидно за его оппонентов, которые никак не дотянутся до того, чтобы составить президенту достойную конкуренцию, как не составили ее два года назад. Так им, в общем-то, и надо. За страну обидно, которая никак не может порадовать политический рынок каким-то свежим продуктом, способным увлечь публику настолько, чтобы президент загривком ощутил, что теряет монополию на ее внимание. Глядишь, это и ему бы придало дополнительный импульс и соревновательный драйв, которых Зеленский сейчас заметно лишен.
Данные опроса на начало июля, предоставленные Социологической группой "Рейтинг", уже в который раз показывают, что во втором туре гипотетических выборов Владимир Зеленский играючи разбивает любого из нынешних претендентов в кандидаты. На подходе не видно и кандидатов в претенденты в кандидаты, которые бы сломали эту скучную картину. Это удивляет и пугает на фоне презрительного недоумения по поводу нынешнего главы государства, которое источает политическая тусовка. Он плох каким-то сказочным образом, не оставляющим шансов неведомо где прячущимся хорошим.
Между тем, один важный параметр у Зеленского изменился символически важным образом: отныне у него отрицательный рейтинг доверия. Число тех, кто ему не доверяет, стало выше, чем тех, кто доверяет: 52% против 46%. Обычно перемены по этому показателю безвозвратны. Абсолютные цифры доверия/недоверия могут колебаться, но из отрицательной зоны в положительную баланс обычно уже не возвращается. В зрительских терминах, близких президенту как человеку, возмужавшему на концертах, это означает, что ползала больше не намерены смеяться и хлопать, а кто-то и потянулся прочь на выход. Со сцены эта качественная перемена отношения обычно хорошо заметна и ее тяжело проигнорировать.
Следует, правда, уточнить, что среди молодежи, избирателей до 30 лет, уровень доверия к Зеленскому остается чрезвычайно высоким: 69%. Да и по прочим возрастным и региональным категориям он все равно остается лидером, за двумя исключениями: сильно немолодые избиратели 60+ все же чуть больше симпатии испытывают к Тимошенко, а на востоке страны доверие выше к Бойко, чем к президенту.
Но как бы ни были малопривлекательны соперники Зеленского, падение интереса к нему самому налицо, и это после бурной весенне-летней кампании с лихим использованием инструментария СНБО. Поправить ситуацию с помощью праздничных мероприятий по поводу 30-летия независимости вряд ли выйдет, избыток зрелищ может даже вызвать дополнительное раздражение. А эффекты от будущих поездок в США и Берлин, даже при их самом благоприятном исходе, скоротечны. Скорый подход к экватору каденции требует подключения каких-то новых источников политической энергии и качественного обновления политики, дрожжи 2019 года уже больше не бродят.
Зеленскому нужно что-то делать с Зеленским, бросить ему решительный вызов, раз больше некому. Но сейчас, очень похоже, президент является своим самым некритичным симпатизантом. Не он первый попадает в ловушку нарциссизма, которую расставляет большая власть. Главными помехами становятся не те, которые мешают жить стране, а те, которые мешают любоваться собой. Осень, пожалуй, уже покажет, насколько далеко зашел процесс качественной трансформации президента Зеленского.
Источник: "Слово и дело"
Опубликовано с личного разрешения автора