Миссия ОБСЕ на российских пунктах пропуска "Гуково" и "Донецк" – это ширма, выгодная только России
Своими отчетами миссия ОБСЕ на российских пунктах пропуска неосознанно искаженно освещает положение дел на неконтролируемом участке границы с Украиной, отметил экс-представитель Украины в трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Евгений Марчук.
Дорогие друзья, не могу не разместить и не прокомментировать этот недельный отчет наблюдательной миссии ОБСЕ на российских, пограничных с Украиной, пунктах пропуска "Гуково" и "Донецк" (это не СММ ОБСЕ по Украине), как демонстрацию, думаю, неосознанно искаженного освещения реального положения дел на неконтролируемой нами части российско-украинской государственной границы. Этот недельный отчет воспринимается теми, кто не знает реалий, так, якобы эта наблюдательная миссия ОБСЕ контролирует не контролируемую Украиной часть российско-украинской государственной границы, имея там, на российской территории, всего две постоянные патрульные базы на КПП "Гуково" и "Донецк" на все 407 км этой части границы.
Правда, звучит? ОБСЕ контролирует не контролируемую Украиной часть государственной границы. ОБСЕ подает об этом регулярные недельные отчеты, рассылает их во все инстанции. Чего та Украина капризничает? Складывается такое мнение у некоторых западных аналитиков. Я лично слышал это неоднократно. А в действительности все совсем не так. В своем недавнем материале я подробно осветил предысторию этого показушного проекта. Чтобы я не повторялся – можете посмотреть.
А что же в действительности? По просьбе России ОБСЕ еще в 2014 году на границе, но только с российской стороны, открыла в двух пунктах пропуска свои постоянные наблюдательные пункты – это "Гуково" и "Донецк". Но это не наш Донецк, а маленький городок Донецк Ростовской области, находится близко к российско-украинской границе. Хотя большинство людей, читая такие отчеты ОБСЕ, думают, что речь идет об областном центре Донецк. Эти пункты центральный офис ОБСЕ взял под свое центральное управление, а не подчинив их СММ ОБСЕ по Украине, ведь они находятся на российской территории.
Звучит серьезно – отдельная наблюдательная миссия ОБСЕ на территории России имеет два постоянных наблюдательных пункта на российско-украинской границе. Россия еще в 2014 году специально инициировала этот проект, чтобы продемонстрировать непосвященным в действительность европейским политикам, что она якобы сама заинтересована в том, чтобы эта часть границы была под контролем ОБСЕ, и даже приглашает туда наших украинских пограничников и таможенников.
А в действительности это обман. Россия создала такие "условия" персоналу ОБСЕ на этих двух пунктах, что они самостоятельно даже не могут выйти из помещений, в которых находятся. Детали в указанном моем предыдущем материале.
А теперь к тексту этого недельного отчета. К сожалению, его нет ни в украинском, ни в российском переводах. Ну а как же – это же отчет не в Киев или в Париж, а прямо в Вену, чтобы уже центральный офис ОБСЕ рассылал в МИД "Нормандской четверки".
Я коротко прокомментирую только несколько небольших фрагментов этого отчета. Англоязычным друзьям советую прочитать весь документ и обратить внимание на лексику. Везде, где речь идет о пересечении границы в обе стороны или людьми, или автотранспортом, или по железной дороге, используется лексика, якобы это не оккупированная РФ часть границы и украинской территории, а некая рутина нормальной мирной границы между двумя дружественными странами.
В частности, везде пишется: столько-то автомобилей, бензовозов-автоцистерн, поездов, автобусов или граждан в униформе военного образца проехали или перешли "в Украину" или "выехали из Украины в Россию". И никакого тебе ОРДО или ОРЛО, а въехали "в Украину". Мол, а что тут такого, ведь украинские пограничники и таможенники наблюдали, как это происходит. То есть все рутинно-законно.
В разделе "Конвои" сообщается таким же стерильным языком, что 24-го и 25 октября в Украине через этот пункт пропуска "Донецк" проследовал 87-й российский конвой большегрузных автомобилей. 24 октября – 16 грузовиков и 25 октября – 27 грузовиков, и в первом случае все это наблюдали (?!) украинские пограничники. Сообщается, что все грузовики в тот же день вернулись в Россию. То есть некий рутинный 87-й эпизод-конвой.
А в разделе "Грузовики" также сообщается, что за эту неделю, по сравнению с прошлой, количество грузовиков и пассажирских автомобилей немного уменьшилось. Было 878, а за эту неделю – 784, которые пересекли границу в обе стороны. А вот количество автомобильных "танкеров", как мы говорим – цистерн или бензовозов, в обе стороны немного увеличилось – с 56 до 72 единиц. И снова – "из России в Украину", и никакого тебе ОРДЛО. Ведь ОБСЕ признает, что это граница именно между Украиной и Россией.
В разделе "Автобусы – пассажирские" сообщается, что количество пересекших границу автобусов немного увеличилось по сравнению с предыдущей неделей с 505 до 508.
Представляю себе, как в офисе президента Макрона или канцлера госпожи Меркель читают такой отчет ОБСЕ об обстановке на неконтролируемой части нашей границы. "Да там все спокойно, нормальная ситуация, граница нормально функционирует, люди и транспорт спокойно передвигаются через границу в обе стороны. Танков и артиллерии на границе ОБСЕ не фиксирует. Обстрелов нет. В чем проблема?". И ни слова о том, что эту часть российско-украинской границы, как и прилегающую территорию ОРДЛО, незаконно полностью контролирует Россия, а Украина не имеет к ней никакого доступа.
Но "самая интересная" информация в этом отчете ОБСЕ – о контроле над движением поездов через эту часть границы в обе стороны на пункте пропуска "Гуково". Сообщается, что персонал ОБСЕ за эту неделю слышал звук 19 поездов, которые двигались в обе стороны, из них предположительно 10 – в Россию, и девять – в Украину. Именно "слышал", а не видел. И далее маленькая деталь, которая объясняет всю показушность этой миссии на границе в "Гуково" и "Донецке". Даю копию предложения в оригинале на английском языке прямо из текста этого отчета: "Visual observation was not possible because of the line of trees located between the train tracks and the BCP". Перевод: "Визуальное наблюдение было невозможным, так как между железнодорожными вагонами и ВСР (Border Crossing Point, то есть пограничным пунктом пропуска, где базируется персонал ОБСЕ), была лесополоса".
И так в каждом недельном отчете. То есть россияне никогда никого не выпускают из здания, где находится эта группа ОБСЕ, когда проходят поезда. А в предыдущем предложении указывается, что это всего 150 метров от здания до железнодорожных путей. Представим себе объем и номенклатуру грузов перевозки 19 поездами за неделю в обе стороны. И никакого тебе контроля. И в отчетах все спокойно. И никаких тебе требований или протестов ни от кого и ни к кому. Просто прогрохотали 19 поездов и все. Правда, проинформировали об этом СММ ОБСЕ по Украине.
И для России картинка "супер". Ведь в отчете указывается, что украинские пограничники и таможенники могут – правда, только внешне и только визуально – наблюдать, как из России в Украину прошли этих 87 огромных грузовых автомобильных каравана, в том числе цистерн и бензовозов. Перешли какие-то люди в одежде военного образца, правда, не строем, а многие проехали на частных автомобилях с затемненными окнами. Танки и артиллерия здесь не проходили. А что перевезли 19 поездов за неделю, никто не знает, потому что слышали только их грохот, так как мешала лесополоса.
Одним словом, демонстративное издевательство над здравым смыслом. И Россия всех приучила, что это норма, и все смирились с этой "нормой". При этом ни слова о том, что реально происходит на других автомобильных и железнодорожных переходах этого участка (407 км) не контролируемой Украиной границы. Мол, и так понятно – ведь эта миссия ОБСЕ "контролирует" только эти два пограничных пункта пропуска.
Я хорошо знаю, как на такую критику реагируют некоторые высокие функционеры ОБСЕ. Они говорят: мы не даем публичную оценку увиденному, это не наше дело. Мы стараемся пробраться куда надо, иногда с риском для жизни (и это правда), фиксируем увиденное и информируем всех, кого нужно, а вы оценивайте, принимайте решения, договаривайтесь. Когда договоритесь – мы вам будем максимально помогать, чтобы эти договоренности были выполнены. В принципе, это действительно так и есть и соответствует требованиям их мандатов. Но такая аргументация приемлема для специальной мониторинговой миссии ОБСЕ по Украине, персонал которой действительно не раз попадал в угрожающие ситуации, выполняя задание, особенно на "той" стороне.
Вот и имеем. Вроде бы и благородное дело. То есть лучше пусть будет хоть так, чем никак. Мы же хоть что-то знаем об этих 87 российских автомобильных караванах. А так вообще были бы в неведении. А в действительности это ширма, выгодная только для России. Почему она и инициировала этот проект ОБСЕ и "терпит" его уже пять лет.
Это только очень маленький эпизод из наших многочисленных дискуссий в Минске. Англоязычные друзья, прочтите оригинал этого отчета. Там есть еще много чего "интересного".
Источник: Yevgenij Marchuk / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора