Самый сложный вызов ранения – родная психика, которая удивляет. Это как удивиться однажды, что фасад дома, в котором ты жил, вдруг стал ядовито-желтым
Самый сложный вызов ранения – это психика, собственная, родная психика, которая тебя удивляет. Это как удивиться однажды, что фасад дома, в котором ты всю жизнь жил, вдруг стал ядовито-желтым. И удивляет в этом не столько цвет, а сколько то, что ты не ожидал, что этот фасад вообще может изменить цвет.
Если вас физически спасли – вы победили, и эта победа только на условных 40%. Без этой победы заниматься психикой – это принимать закон о запрете наступления россиян вместо того, чтобы физически их уничтожать.
Но условных 60% – это победить последствия ранения в изменившейся психике. Своей, собственной, ядовито-желтого цвета. Сложность этих 60% еще и в том, что предыдущие 40% зависели от компетенций других людей, целой системы: эвакуация – стабилизация – операция – лечение – реабилитация. (Что это вообще? Это слово нужно сейчас ввести в Красную книгу, потому что в реальности это редкость, как исчезающий вид).
То есть 40% зависит от других, от врачей, за что им низкий поклон. А дальше ты один, совсем один.
У тебя могут появиться зависимости в качестве стабилизации психологического состояния. У тебя не могут, а точно появятся новые "друзья" в виде паранойи, непонимания тебя и уверенности, что после ранения ты просто перешел на японский язык. И бороться с этим сможешь только ты сам. Не происходит чуда, не приходит какая-то условная служба спасения психического состояния раненых военных. И здесь не надо впадать в [состояние] жертвы, что "ой боже, я один на один со своей проблемой". Да, друг, мы и были всегда один на один с собой, а к манипуляциям лучше не прибегать.
Потому решил, что, как инсулин при сахарном диабете, незаменимым лекарством для меня будет дисциплина. Спокойно, уравновешенно, без лишних слов. Поэтому поделюсь тем, что сам буду делать и советую вам и вашим близким, кто сталкивался с этими проблемами.
- Медитация випассана. По меньшей мере час в день. В идеале – два часа в день. Лучше выделить время на это, чем еще больше времени – на преодоление последствий отсутствия самоконтроля. Это дает покой, убирает реактивность.
- Пища и алкоголь. Контролировать первое и исключить второе. Наслаждение из-за еды – это прекрасно. Но то, что я ем, влияет на мои решения. Алкоголь просто дает иллюзию, что я расслабился. Но потом все равно пропасть.
- Физическая культура. Физическая травма – как следствие – дает утрату уверенности в себе, недоверие к своему телу. Подсознательное. Но заниматься спортом и ставить маленькие, а лучше большие цели – именно то, что может помочь идти вперед и не разрушать себя.
Пусть это останется декларацией на следующий месяц. Остается менее месяца до годовщины ранения. Хочу прийти в тот день лучше, чем был.
А пока буду наслаждаться мыслью, что у меня все еще есть второй глаз… Где-то во Вселенной в этот день год назад. Которым я могу смотреть, видеть, любить, щуриться от звезды под названием Солнце.
Источник: Masi Nayyem / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора