Складывается впечатление, что на самом деле суть второго этапа медреформы – сэкономить деньги государственного бюджета G

Фото: Михайло Цимбалюк / Facebook

Украинское государство должно обратить особое внимание на развитие паллиативных центров страны, считает нардеп от ВО "Батьківщина" Михаил Цимбалюк.

Бездумный паллиатив, или Как будут выживать украинские хосписы в условиях уменьшения государственного финансирования.

1 апреля этого года в Украине стартовал второй этап медицинской реформы – поэтому в нашей стране начали действовать 27 пакетов бесплатных медуслуг. А 1524 профильных учреждения будут получать средства по новой системе, то есть за предоставление этих услуг будет отвечать Национальная служба здоровья. Согласно реформе, среди пакетов – стационарная, а также мобильная паллиативная медицинская помощь взрослым и детям.

В последнее время о помощи тяжелобольным говорят достаточно много – что это, зачем она нужна и кто в ней нуждается. В соответствии с законом Украины "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения", паллиативная помощь должна предоставляться государством бесплатно. Вместе с тем практика коммуникации с врачами, опыт пациентов и их близких свидетельствуют о глубоком непонимании сути такой помощи представителями медицинской системы. Но об этом по порядку.

Так, ежегодно в Украине в паллиативной поддержке нуждаются более 600 тыс. неизлечимых больных. Среди них: онкобольные, больные ВИЧ/СПИД, сахарным диабетом и другими болезнями. И согласно критериям Всемирной организации здравоохранения, необходимым минимумом является 100 коек для таких больных на 1 млн населения.

Ожидаемо, что ситуация с койкоместами для больных в специальных центрах не лучшая и далеко не соответствует мировым нормам и рекомендациям. В Украине функционирует только девять хосписов, а также более 200 специализированных паллиативных отделений, которые были созданы на базе "терапий" городских и районных больниц. Такая практика, когда больницы, оказавшиеся на грани закрытия, "переквалифицируются" в "псевдохосписы", неэффективна. За счет этого их количество в Украине на бумаге растет, но на самом деле их нельзя считать полноценными. Ведь там должно быть дорогостоящее оборудование, лекарства, обезболивающие, социальное сопровождение семей, которое продолжается даже после смерти больного... Также в Украине часто называют хосписом отделение, где больному оказывают только медсестринский уход. А бывает и такое, что паллиативные больные годами лежат в отделениях реанимации, подключенные к аппарату искусственной вентиляции легких.

По классификации Международного альянса паллиативной помощи Украина входит в группу стран с "несистемным обеспечением". Такой же статус имеют Куба, Египет, Пакистан, Россия и еще несколько десятков стран. Согласитесь, сомнительное рейтинговое соседство...

Решить проблемную ситуацию должна была медицинская реформа, но она, наоборот, ставит в непонятность действий работу медучреждений, в частности туберкулезных диспансеров и хосписов. Потому что по факту они будут критически недополучать финансирование. Поскольку, согласно проекту постановления правительства "О порядке реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году" (№65 от 5 февраля 2020 года), вводится капитационная ставка – тариф, согласно которому будут вычисляться средства за пациентов, и сейчас она для хосписов составляет 7865 грн. Это при том, что, согласно нормам, ставка должна быть 46 741 грн. Разница просто вопиющая.

На Львовщине работает два паллиативных центра – во Львове и Самборе. И соответственно я держу постоянный контакт с работниками этих медицинских учреждений. У работников логично возникает больше вопросов, чем ответов. Если в прошлом 2019 году на функционирование хосписа в Самборе Национальная служба здоровья Украины выделила почти 6 млн грн, то на 2020 год предусмотрено лишь 1,16 млн грн при необходимости 6,53 млн грн. Разницу расходов почти в 5 млн грн в НСЗУ оплачивать не планируют, по крайней мере это утверждают работники заведения. Такая же ситуация во львовском хосписе, где в результате необдуманного реформирования медучреждений дефицит средств, необходимых для дальнейшего функционирования в этом году, составил 3,8 млн грн. Врачи говорят, что частично в этой критической ситуации помогут из городского бюджета, но и этого будет мало.

Цинизм властей заключается еще и в том, что они якобы нашли вариант того, чтобы такие центры работали далее – предложили создавать платные палаты для нуждающихся... В нынешних кризисных условиях не каждая молодая семья сможет финансово обеспечить пребывание своих старших родных в паллиативном центре, я уже и не говорю о тех ситуациях, когда в такие медучреждения попадают молодые люди. Поэтому считаю, что в этом случае государство не имеет права самоустраняться.

В общем, складывается впечатление, что на самом деле суть второго этапа медреформы – сэкономить деньги государственного бюджета. Потому что в итоге для всех девяти стационарных специализированных хосписов и для их бесперебойной работы необходимо 38,685 млн грн. Именно та сумма, которую в бюджете страны просто решили не предусматривать... Согласно правовым несогласованностям, из государственной казны средства должны были поступать "за медицинские услуги", но из-за неурегулированных критериев паллиативной помощи финансирования в необходимом количестве в лечебное учреждение поступать не будет.

За рубежом все хосписы на 60% финансируются государством, а остальное – за счет благотворительных средств, программ, спонсоров. Это затратно, потому что основная цель паллиативного лечения – создание максимально комфортных условий в конце жизни, приближенных к домашним. Это философия паллиативной медицины и этим она отличается от общей медицинской. В Украине же выбрали курс на экономию всех жизненно необходимых программ, среди которых и социальные. Но не нужно сразу забывать о статье 3 Конституции Украины, которая гласит, что "человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью".

Поэтому предложение о критической ситуации, которая возникла вокруг паллиативных центров, – простое. Кабмин и парламент как можно скорее должны инициировать рассмотрение этого вопроса и поддержать инициативу медиков, чтобы паллиативная медицина финансировалась из государственного субвенционного бюджета. Потому что для пациентов хосписов надлежащий уход и день без боли – это не только богатство, но и несказанная радость. Именно поэтому государство должно обратить особое внимание на такую медицинскую помощь и сделать все возможное для ее качественного обеспечения.

Источник: "ГОРДОН"