В российско-украинских отношениях выбор невелик: или сопряженная модернизация, или экономическая деградация обеих стран G

Несмотря на газовую, торговую, информационную и гибридную войну, крах украинской экономики и государственности не случился, подчеркивает в своем блоге на сайте "ГОРДОН" историк Виктор Мироненко.

Еще несколько слов о Форуме лидеров бизнеса в Москве. Закончил я в прошлый раз, если помните, на том, что общими усилиями – кто больше, кто меньше – ситуация в Восточной Европе заведена в политический тупик. Выхода из него авторитетные эксперты-международники, похоже, не видят. Не вижу его и я. Могу сказать лишь, где его искать не стоит.

Измором никого не взять. Крах украинской экономики и государственности, несмотря на газовые, торговые, санитарные, информационные и, наконец, гибридную войны, не случился.

40 с лишним миллионов граждан Украины оказались в тяжелом положении. Но это не заставило их отказаться от намерения жить своим умом и самим решать свои проблемы.

С другой стороны, несмотря на значительные издержки, связанные с действием режима внешних санкций, не следует переоценивать их политические последствия. Для периода 2014–2016 годов в целом кумулятивный эффект санкций в терминах спада и упущенного роста ВВП составил порядка 2,4–2,8 процентного пункта – достаточно существенные, но отнюдь не катастрофические величины.

Отсюда вывод: исходить следует из того, что в среднесрочной перспективе никто из основных участников (Россия, Украина, США, ЕС) не будут в состоянии повлиять на внешнеполитический курс своих оппонентов, опираясь исключительно на инструменты экономического воздействия.

В условиях фактического паралича минского процесса выход на новую парадигму длительного урегулирования со значимой экономической компонентой, направленной в первую очередь на хозяйственное восстановление востока Украины, предотвращение готовой разразиться там и на прилегающих российских территориях гуманитарной и экологической катастрофы мог бы стать первым шагом на пути выхода из почти захлопнувшейся политической ловушки.

В российско-украинских отношениях принципиальный выбор невелик: сопряженная модернизация либо экономическая деградация обеих стран и всего восточноевропейского пространства. Между двумя этими альтернативами находится много промежуточных состояний, но в динамике ничего третьего я не вижу и не знаю.

А главный вывод из этого состоит, помимо прочего, еще и в том, что в политике следует избегать двух вещей: безальтернативности ("никогда не говори никогда!") и необратимых решений.

В соответствии с первым правилом я не говорю "никогда", но вслед за большинством выступивших на соответствующей панели форума говорю "очень нескоро" и при условии радикального обновления общего политического контекста, инструментария и лиц на политической сцене в обеих ключевых на этом пространстве странах – России и Украине.

Источник: "ГОРДОН"