Своим поведением власть демонстрирует, что готова спасти генерала Назарова от уголовной ответственности G

27 марта Павлоградский суд признал виновным генерал-майора Виктора Назарова в халатном отношении к службе, которое привело к гибели 49 военнослужащих Украины в результате катастрофы военно-транспортного самолета в июле 2014 года под Луганском.

Генерал-майора Назарова приговорили к семи годам лишения свободы по ч. 3 ст. 425 Уголовного кодекса Украины (небрежное отношение военного служебного лица к службе, которое повлекло тяжкие последствия).

В постановлении суда говорится о том, что генерал Назаров в соответствии со своими служебными обязанностями имел все средства, чтобы предотвратить гибель военных, но, небрежно выполняя свои обязанности, не приняв во внимание информацию разведки, не воспользовался ими.

Практически сразу после объявления приговора Назарову в социальных сетях обнародовал свою позицию начальник Генерального штаба ВСУ Виктор Муженко, который заявил, что считает приговор генералу Назарову "опасным прецедентом".

"В Украине, которая третий год подряд воюет, создан опасный прецедент, который может иметь фатальные последствия для государства. Браво. Агрессор аплодирует... Перед командирами всех звеньев военного управления возник вопрос: надо ли защищать свою страну, судебная система которой сейчас создана так, что все твои решения и действия будут трактовать как преступление?" – написал Муженко.

Министр обороны Полторак вообще считает, что решение Павлоградского суда "якобы подливает воду на мельницу Кремля". По мнению Полторака, "создан опасный прецедент, когда решение суда может опасно повлиять на мнение личного состава, который привлечен к боевым действиям. Это решение не идет на пользу мотивации военнослужащих, повышению боевого духа и уверенности в том, что они поступают правильно".

Свою позицию по этому вопросу высказал и верховный главнокомандующий ВСУ Порошенко. Президент Украины считает, что сейчас необходимо инициировать возрождение военных судов. "Я планирую предложить возобновление специальных военных судов согласно имеющимся международным практикам. Оценивать действия командиров в боевой обстановке должны военные специалисты, военные эксперты и военные судьи, а не гражданские", – сообщил Порошенко.

Я не случайно остановился на реакции высшего военного руководства в отношении судебного приговора по делу генерала Назарова. Власть понимает, что это дело создает прецедент персональной ответственности и открывает путь к аналогичным судебным делам в отношении других должностных лиц. Вопрос о том, кто ответит за многочисленные потери военных в начале войны – в луганском аэропорту, Иловайском котле и по другим эпизодам войны – до сих пор открытый.

Один из эпизодов войны датируют 19 августа 2014 года. По информации аналитического отдела ГИ "Права справа", в заблокированный ВСУ Луганск зашла колонна российской бронетехники в количестве более 40 единиц. Военное руководство было проинформировано о четком маршруте продвижения врага, однако никаких противодействий не предприняло.

Информацию ГИ "Права справа" о прохождении колонны российской бронетехники подтвердил координатор "Информационного сопротивления" Дмитрий Тымчук. "Подтверждается тот факт, что во вторник в Луганск на помощь местным боевикам прорвалась колонна военной техники. Часть ее прибыла из России раньше, часть – вошла на Донбасс с территории РФ во вторник", – написал он.

По данным Тимчука, "всего в окрестности Луганска прорвалось несколько десятков единиц техники, из которых до 40 – тяжелая бронетехника". Часть этой колонны уже вошла в город.

"Каким образом колонна техники смогла прорваться через линию окружения, учитывая, что Луганск заблокирован кольцом блокпостов и опорных пунктов сил АТО, – мы сейчас сказать не можем", – резюмировал координатор.

Наличие колонны российской техники и бойцов подтвердил в эфире "Громадського телебачення" и командующий АТО в Луганской области Игорь Воронченко. "Три дня назад колонна ВС России зашла на территорию Украины. Это 1200 человек, вероятно, военнослужащие РФ, 150 единиц бронетехники, включая танки и "Грады", – сказал он.

Уже 24 августа началось контрнаступление российских сил и местных боевиков, что привело к тяжелым потерям украинской армии. То есть здесь встает вопрос, почему Муженко пропустил колонну? На то время военное руководство заявляло о том, что Луганск находится в плотном окружении ВСУ.

Сейчас есть выводы военной следственной комиссии по Иловайской трагедии, а именно относительно возникновения этого котла, в том числе и в связи с неумелыми действиями военного руководства. Но никто не наказан, а выводы комиссии до сих пор не стали материалами уголовного производства.

Итак, очевидно, что здесь есть целенаправленное блокирование в течение трех лет расследований в этих направлениях. Активность властей в вопросе защиты Назарова, вполне очевидно, от информационного сопровождения в виде заявлений первых лиц государства перерастет в полноценное давление во время рассмотрения дела в апелляционном суде.

Своим поведением власть демонстрирует, что готова приложить максимум усилий, чтобы спасти Назарова от уголовной ответственности. Мы станем свидетелями ожесточенной борьбы и попытки спасти Назарова от наказания. Военное руководство загнано в тупик, поэтому они пойдут на все, чтобы не создавать такого прецедента. Даже на физическое давление на журналистов и самих участников процесса.

В случае получения реального тюремного срока генералом Назаровым, встанет вопрос: кто следующий?

Кратчайшая цепочка от Назарова тянется к нынешнему руководителю Генштаба Виктору Муженко, который, по информации из открытых источников, является непосредственным протеже Петра Порошенко. Даже намеки на уголовное дело против Муженко ощутимо ударят по репутации президента, а это не лучшее, что может произойти с Порошенко накануне президентских выборов.

Вероятная потеря фигуры Муженко для руководящей верхушки будет означать не только афиширование военных поражений, но и потерю контроля над финансовыми потоками. Ведь Вооруженные силы являются одним из крупнейших распорядителей бюджета в воюющей стране.

Впрочем, я уверен, что властям не удастся спасти Назарова от тюремного заключения. В вынесении приговора генералу Назарову я вижу большой позитив. Это стало возможным из-за давления со стороны общественности и участия незаангажированных СМИ.

Общество смогло пробить дыру в той несправедливости, что царила в отношении безнаказанности командиров ВСУ в первый год войны. Если генерал Назаров все же попадет за решетку, то это дело станет толчком к расследованию других эпизодов халатности и бездеятельности высшего командования Вооруженных сил.

Что касается инициативы создания военного суда, которому должны доверить такие дела, то здесь есть желание властей воздействовать на него, чтобы дело Назарова больше не коснулось высших руководителей Вооруженных сил.

В своем заключении за 2009 год Венецианская комиссия критиковала разветвленную систему военных прокуратур, отражающую типичный советский подход, согласно которому прокуратура прежде всего действовала как орган контроля за деятельностью органов государственного управления.

В судебных системах большинства европейских стран, которые передали упомянутые функции обычным системам органов прокуратуры, выполнения требований по наличию соответствующих знаний и опыта достигают путем внутренней индивидуальной специализации прокуроров. Некоторые страны избрали путь большей специализации. Так, например, в Нидерландах уголовное обвинение в военных преступлениях осуществляет в соответствующих военных палатах в одном из территориальных гражданских судов прокуратура этого же района, которая специализируется на соответствующей категории дел.

И напоследок. При любом решении апелляции ГИ "Права справа" и в дальнейшем будет требовать выяснения всех темных и болезненных событий российско-украинской войны.

Источник: "ГОРДОН"