Быков: Когда я снимал "Майора", еще не было этого водораздела: "Мы больше не снимаем про "Рашку-говняшку"
После выхода социальной драмы российского режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" в России перестали выделять государственное финансирование на критические картины. Об этом в интервью основателю интернет-издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордон рассказал российский кинорежиссер, сценарист, композитор, продюсер и актер Юрий Быков.
"Сейчас очевидно, что нет никакого допущения на жесткую самокритику. Я имею в виду, за государственный счет. Я не знаю, с точки зрения индустрии, плохо это или хорошо... Мы сейчас встречаемся с ребятами, близкими и менее близкими коллегами, которые снимали в нулевые проблемные картины. И по состоянию, и по ощущению все обмениваемся – извините за тавтологию – ощущением, что эти времена закончились. Когда один за другим были "Долгая и счастливая жизнь" [режиссера Бориса Хлебникова], "Волчок" [Василия Сигарева], "Бубен, барабан" [Алексея] Мизгирева и так далее", – сказал Быков.
Он отметил, что себя "к этой волне не сильно причисляет", но признал, что фильм "Майор", который считает своей лучшей работой, снимал несколько в иных обстоятельствах.
"На тот момент пока еще не было, насколько я помню, "Левиафана", не было этого водораздела: "Мы больше не снимаем про "Рашку-говняшку", – и так далее. Это я сейчас про цитату бывшего министра культуры. Тогда еще государство поддерживало это – и разных режиссеров, и разные критические картины, и гораздо более жесткие", – сказал режиссер.
После "Левиафана" картины на социальные темы "были не такие зубастые", продолжил он.
"В целом эта история – с критикой существующего пространства – конечно, на "Левиафане" так или иначе закончилась. И какие-то следующие картины выходили либо уже по инерции, либо были не такие зубастые. Потому что, например, следующая картина Звягинцева, которая называлась "Нелюбовь", никакого государственного финансирования не предполагала", – отметил Быков.
Фильм "Майор" вышел на экраны в 2013 году. Быков называет его своей "самой важной и самой пока дорогой картиной". Режиссер рассказал, что когда снимал фильм, думал, что он только о произволе милиции.
"А сейчас я понимаю, что для меня это была очень личная история, потому что я не мог найти своих и мне казалось, что если я на примере этой истории покажу, что даже те, кто встроились в систему, в итоге потеряют и своих, и чужих... Сейчас я понимаю, что гораздо глубже и гораздо трагичнее смысл. Конечно, можно найти любые социально-политические интонации в любой резонансной картине, но главное – чтобы была какая-то другая глубина, какое-то другое дно", – сказал Быков.
Интервью с Быковым выйдет сегодня на YouTube-канале "В гостях у Гордона". Трансляция начнется в 18.00
Мировая премьера фильма Звягинцева "Левиафан" состоялась в 2014 году. В 2015 году картина завоевала престижную премию "Золотой глобус" в номинации "Лучший зарубежный фильм".
В декабре 2014 года тогдашний министр культуры РФ Владимир Мединский на встрече с читателями в Санкт-Петербурге заявил, что дискредитирующие образ России кинокартины не получат государственного финансирования.
"В чем я не вижу смысла – это снимать киноленты на деньги министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу "Рашка-говняшка". Зачем? Какой-то государственный мазохизм", – цитирует его "Фонтанка".
Высказывание Мединского многие связали с финансированием "Левиафана". В РФ картину называли "русофобской", показывающей "самые грязные стороны российского общества", и призывали вернуть деньги, которые Звягинцев получил из бюджета на съемки киноленты.