"Бегал с осколком в ногах, пока без наркоза не вытянули". Суд заслушал показания активиста Майдана в деле экс-беркутовца Шаповалова
Житель Винницкой области, активист Евромайдана Сергей Васильченко в течение полутора часов давал показания в Подольском районном суде Киева, где слушается дело бывшего командира харьковской роты "Беркута" Виктора Шаповалова по событиям 18 февраля 2014 года, когда в парламентском квартале произошли столкновения между протестующими и силовиками с титушками.
Подольский райсуд Киева заслушал показания одного из потерпевших в деле о противостоянии 18 февраля 2014 года между активистами Евромайдана и силовиками в парламентском квартале в районе Мариинского парка, Крепостного переулка и улицы Институтской, передает корреспондент "ГОРДОН".
Обвиняемым по этому эпизоду является бывший командир харьковской роты батальона милиции особого назначения "Беркут" Виктор Шаповалов.
В течение полутора часов житель города Гайсина Винницкой области, сотрудник местного краеведческого музея Сергей Васильченко подробно рассказывал, как получил три ранения во время Майдана, самым тяжелым из которых оказались удар по голове и разрыв гранаты, начиненной металлическими предметами, во время событий 18 февраля 2014 года, когда было мирное шествие активистов Майдана к Верховной Раде.
По словам 40-летнего Васильченко, утром на Майдане выстроились сотники и пошли к зданию парламента, где их уже ждали беркутовцы с оружием и титушки.
"Власть выстроила четыре или пять рядов силовиков, но не спецназовцев, а обычных милиционеров, за ними в 30–40 метрах были собраны титушки. Через некоторое время между милицией и титушками появились представители спецподразделения "Беркут". Они, не стесняясь, начали заряжать оружие. Автоматов Калашников я там не видел, видел помповые ружья. Эти люди выстроились в ряд, открыли ящики и начали заряжать оружие. Стало понятно, что добром это не закончится", – рассказал Васильченко.
Потерпевший уточнил, что находился в первых рядах активистов, когда увидел, как с левой стороны "начали проламываться в нашу стороны силовики".
"Как и все, я пошел вперед, но метров через 5–10 получил сильный удар по голове. Было холодно, у меня на голове были две вязанные теплые шапки, одет был в советский защитный шлем образца 1940 года. Но от сильного удара потерял сознание. Когда очнулся, "Беркут" и их помощники титушки отошли вперед к своим палаткам, мои побратимы – отошли назад. Я на четвереньках полз к своим. Когда противоположная сторона это увидела, начала кидать в мою сторону светошумовые гранаты, камни. Силовики стреляли и бросали гранаты, титушки бросались камнями", – вспоминал Васильченко.
По словам потерпевшего, когда силовики начали оттеснять активистов в направлении Крепостного переулка, а за ними наступали титушки, возникли паника и давка: "Представители силовых органов избивали людей, даже когда человек лежал, подбегали несколько силовиков, пинали ногами или били дубинками по голове, по ребрам, по чем попало".
В этот момент под ногами активиста разорвалась граната, начиненная металлическими предметами, осколок ранил его в ногу.
"Я был в 25 метрах от силовиков, когда у меня под ногами разорвалась граната, начиненная разными предметами. После взрыва меня ранило, посекло осколками обе ноги и правую кисть, на камуфляже карман вырвало. На мне был тонкий самодельный бронежилет, наверное, это сберегло мне жизнь. Сильно тряхануло, но на ногах удержался. Почувствовал, что невозможно дышать, газ пошел. Во время медицинского обследования у меня обнаружили загазованность легких. Когда штурм начался, еле добрался до своих", – рассказал Васильченко.
Потерпевший уточнил, что в течение нескольких дней не обращался к медикам из-за постоянного дежурства на Майдане, пока один из волонтеров не настоял на обследовании.
"Семь или восемь дней я бегал с осколком в ногах, пока в Украинском доме мне без наркоза его не вытянули. Осколок спровоцировал скепсис, мне едва не ампутировали левую ногу выше колена", – уточнил Васильченко, добавив, что после почти полтора месяца лечился в больницах Киева и Трускавца, но полностью восстановиться не удалось, нога частично потеряла чувствительность.
Васильченко добавил, что впервые приехал на акции протеста в Киеве 9 декабря 2013 года: "Толчком для поездки на Евромайдан стали кадры зверского избиения студентов и пожилых людей. Меня это возмутило, как и всех, кто переживал за Украину". На Майдане активист вступил в 27-ю сотню, охранял внутренние посты в Доме профсоюзов и баррикады на площади, защищал протест от регулярных зачисток силовиками.
По словам мужчины, первых погибших он лично увидел 19 февраля 2014 года. "Мне тогда пришлось 10 убитых класть возле медицинского пункта, который находился недалеко от Лядских ворот, где Архангел Михаил стоит. Мы их на ноши брезентовые клали", – рассказал активист.
С началом войны на востоке Украины Сергей Васильченко стал волонтером АТО, около 10 раз выезжал на передовую, куда привозил помощь для украинских бойцов.
На вопрос прокурора: "В случае доказательства вины обвиняемого какую меру наказания вы бы для него хотели?" – Васильченко ответил: "Самую строгую".
30 августа 2018 года Подольский районный суд продлил на 60 суток арест экс-командиру харьковской роты "Беркута" Виктору Шаповалову. Он останется в Лукьяновском СИЗО 30 октября включительно. Следующее заседание суда состоится 11 сентября в 13.10.
Шаповалову инкриминируют незаконное использование оружия и превышение служебных полномочий, приведшее к тяжким последствиям.
По версии следствия, 18 февраля 2014 года харьковская и львовская роты "Беркута" на улице Институтской и Крепостном переулке в Киеве стреляли по протестующим и забрасывали их светошумовыми гранатами. От действий силовиков погибли три человека, еще 109 признаны в деле потерпевшими.
Шаповалову грозит до 10 лет лишения свободы. Сам он не признает своей вины в тяжких последствиях, вызванных превышением власти или служебных полномочий, но признает свою вину в части обвинения, которая касается незаконного обращения с оружием.