"Нафтогаз" лоббирует повышение цен для населения из-за провалов в управлении – журналист Лямец
Огромная кредиторская и дебеторская задолженность, неэффективная бизнес-модель и ручное управление, потеря части рынка, отсутствие роста собственной добычи газа из-за неудовлетворительного управления "Укргазвидобування" – причины, по которым НАК "Нафтогаз" вынужден лоббировать повышение тарифов на газ для населения до уровня промышленных потребителей. Об этом в своей колонке для "Українських новин" написал 11 декабря журналист, бывший главный редактор "Економічної правди" Сергей Лямец.
Анализируя отчет НАК "Нафтогаз" за 2022 год, он отметил, что операционный убыток "Нафтогазу" за 2022 год составил 79 млрд грн, за предыдущий он был всего 12 млрд. Он считает, что НАК искусственно завысил свой капитал почти на четверть, тогда как бизнес-модель компании значительно ухудшилась из-за разрушения части промышленности и неплатежей. По мнению журналиста, управление группой осуществляется в ручном режиме через назначение временно исполняющих обязанности руководителей предприятий группы.
Журналист обратил внимание, что не меньшие проблемы и в "Укргазвидобуванні", ведь руководящее звено компании, в частности, и.о. руководителя Олег Толмачев не сумел, по его мнению, обеспечить рост добычи, однако допустил возникновение проблем с качеством ресурса, а также – конфликт интересов.
"С одной стороны, за 2023 год "Укргазвидобування" продемонстрировала прирост добычи, и это точно не заслуга Толмачева. Заслуга Толмачева заключалась в том, что он дал обещание перевыполнить план добычи на 200 млн м&³3; газа при всех возражениях технологических служб предприятия удовлетворить такой план без ущерба для недр и качества газа. С другой стороны, речь идет о конфликте интересов – в частности, о помощнице Толмачева с российским паспортом. А еще он пришел на работу в "Нафтогаз" из обанкротившейся компании в США. Но главное – это статус и.о., который превращает Толмачева в крайне послушного исполнителя приказов", – написал журналист.
По словам Лямца, деятельность других руководителей "Укргазвидобування" вызывает вопросы у представителей отрасли и правоохранителей. В частности, речь идет о директоре по бурению "Укргазвидобування" Агшине Мехдиеве, против деятельности которого выступил "Союз буровиков Украины", который считает, что он не отвечает квалификационным критериям. Кроме того, у Мехдиева есть опыт работы в России, который он "скрыл" во время трудоустройства, подчеркнул автор колонки.
"Господин Мехдиев причастен к неправомерной растрате 159 млн грн при сооружении скважины 888 Шебелинского НГКР, о чем свидетельствует открытое уголовное производство. Господин Мехдиев "забыл" сообщить, что работал когда-то в России, а его собственная компания, которая зарегистрирована на него и его жену в юрисдикции Великобритании, имеет филиал в Украине и зарегистрирована на гражданина России. Также господин Мехдиев скрыл сведения о своей работе в компании Schlumberger, которую НАПК классифицировал как спонсора войны", – заявил Лямец.
Журналист отметил, что компания, несмотря на обещания, не смогла нарастить добычу и ею управляют в ручном режиме из "Нафтегазу".
"Укргазвидобування" регулярно пишет об обновлении технологий и разработке новых/старых месторождений. Однако это топтание вокруг отметки 13–14 млрд м&³3; в год. Роста "20–20", который обещал еще [бывший глава правления НАК "Нафтогаз України" Андрей] Коболев, нет и вряд ли скоро будет. Вот интервью, которое дал бывший гендиректор УГО Александр Романюк накануне его увольнения [председателем правления НАК "Нафтогаз України" Алексеем] Чернышевым. Он, вероятно, уже знал о будущей потере должности, поэтому говорил довольно смелые вещи. В частности, о том, что "Укргазвидобування" управляется в ручном режиме из НАК "Нафтогаз" и многие проблемы с добычей идут именно из-за "гениальных" решений руководства НАК", – считает автор.
По его мнению, все перечисленные факторы НАК "Нафтогаз" пытается компенсировать повышением цен для населения.
"Нафтогаз" собирается лоббировать повышение цен для населения. Арифметика здесь очень проста. Представьте, что по тарифу 7,62 грн долги населения составили 29 млрд грн, а долги теплокоммунэнерго – 90,4 млрд грн. Условно 30% населения сейчас не платят ни за отопление, ни за газ. Если увеличить тарифы на газ – не будут платить 40% населения, но остальные 60% будут платить за себя и за других, поэтому поступление денег в "Нафтогаз" увеличится. Именно поэтому "Нафтогаз" радуется тому, что забрал облгазы у [украинского бизнесмена Дмитрия] Фирташа и других владельцев. Он создал себе внутри огромную монополию. Пока это генератор убытков и будет им в дальнейшем, но после повышения тарифов денег у "Нафтогазу" станет больше. Разрушение промышленности будет компенсировать... население, включая 10,7 млн пенсионеров", – подытожил Лямец.