Рябцев об ограничении предельной наценки на автомобильное топливо: Это давление на легальную часть рынка
"Введение предельной наценки [на бензин А-92, А-95 и дизтопливо] способствует увеличению теневой доли рынка. Уменьшится доход, и часть компаний сократит расходы на внутренние системы контроля. Следовательно, упадет качество реализуемого топлива из-за человеческого фактора. Те компании, у которых и так нет систем контроля, будут оптимизировать расходы и снижать качество топлива. Еще часть компаний уйдет в тень, как это делают другие. На сегодня почти четверть рынка в тени. Ограничение надбавки – это давление на легальную часть рынка в то время, как нелегалы продолжают благополучно работать", – сказал Рябцев.
Он отметил, что более эффективной мерой мог стать контроль качества и безопасности топлива со стороны государства.
"Надо не ограничивать наценку, а вводить систему контроля качества и безопасности нефтепродуктов. В данном случае это самый прекрасный инструмент. И еще необходимо создание единой системы мониторинга рынка нефтепродуктов. Сейчас Минэкономразвития замахнулось на то, чтобы определять среднюю цену. А как они собираются это делать? Выглядывать из окна на ближайшую бензоколонку? Ведь у них даже нет ценовой инспекции", – пояснил собеседник.
Он подчеркнул, что из постановления не понятно, как рассчитывали максимальную величину наценки.
"Сложно понять, что именно Минэкономразвития имеет в виду под наценками. Ни в пояснительной записке, ни в самом тексте постановления нет разъяснения. Откуда взялись эти ограничения в 5 грн для бензина и 7 грн для дизтоплива? Почему такая сумма? И еще: что за марки топлива имеются в виду? В Украине с начала 1990-х годов не существует марок А-92, А-95. Если мы откроем Налоговый кодекс, увидим там КВЭД (классификация видов экономической деятельности. – "ГОРДОН"). Тогда топливо нужно было именовать по данным кодам. Если открыть технический регламент по характеристикам топлива, то там, например, есть бензин автомобильный А-95-Евро5-Е7. Вот так и должно быть в документе. Поэтому принятое правительством решение даже на непрофессионализм не тянет, а только на дилетантство", – резюмировал Рябцев.
Контекст:
14 мая Кабинет Министров Украины установил предел наценки на топливо в сетях автозаправочных станций и пояснил, что госрегулирование цен на продажу в сетях АЗС бензинов А-92, А-95 и дизтоплива необходимо для предотвращения злоупотреблений субъектами хозяйствования и чтобы обеспечить доступность топлива для населения. В Минэкономразвития назвали меру временной и вынужденной.
15 мая сети автозаправочных станций ОККО и WOG заявили о приостановке продаж топлива премиум-класса из-за введения Кабмином госрегулирования цен. "Это связано с тем, что продажа горючего по цене, установленной Кабинетом Министров на май, является убыточной для сети", – заявили в ОККО.
16 мая в Минэкономразвития разъяснили, что не ограничивали торговую надбавку на стоимость автомобильного топлива премиум-класса. Действие этого постановления распространяется только на автомобильные бензины и дизельное топливо, "включенные в перечень товаров, имеющих существенную социальную значимость".
17 мая заправки восстановили продажу топлива премиум-класса. В этот же день издание enkorr сообщило, что на украинских автозаправочных станциях начали снижаться цены.
В Европейской бизнес-ассоциации завили, что инициативы правительства Украины по госрегулированию цен на топливо неприемлемы в цивилизованной европейской стране и будут способствовать тенизации рынка.