Юридически веских причин для инициирования вопроса реприватизации "Укртелекома" нет – СМИ

К этому судебному процессу сегодня приковано внимание всех потенциальных инвесторов, ожидающих старта "большой приватизации", убежден автор статьи
Фото: capital.ua

Фонд государственного имущества Украины намеревается вернуть "Укртелеком" в госсобственность, но не может обосновать необходимость такого возврата, пишет журналист Дмитрий Товстенко в статье для издания "Капитал".

Расчет власти на привлечение инвестиций в страну может не оправдаться, если параллельно предпринимается попытка реприватизации "Укртелекома", пишет автор издания "Капитал" Дмитрий Товстенко в статье "Стой там – иди сюда: Почему реприватизация одного "Укртелекома" может распугать инвесторов на десятки других объектов".

"Юридически веских причин для инициирования вопроса реприватизации "Укртелекома" нет. Это очевидно всем участникам затянувшегося процесса и внимательному наблюдателю. Однако кем-то было принято решение, и вот уже третий год, по третьему кругу, в судах рассматривается дело о расторжении договора купли-продажи оператора связи. Истцом в деле выступает орган власти, который должен обеспечить эффективное управление госсобственностью – Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ). При этом фонд не только не дает плана развития компании, которую намеревается вернуть в госсобственность, он даже не может обосновать необходимость такого возврата. Все, что вменяется ответчику (ООО "ЕСУ", приобретшему убыточное госпредприятие и уже на второй год выведшему его в прибыльные), – якобы невыполнение двух условий приватизационного договора из более чем 50. И хотя надуманность предлога очевидна, этих формальностей оказалось достаточно, чтобы начать судебные тяжбы", – считает автор.

Журналист отметил, что юристы фонда игнорируют доводы о полном исполнении других условий договора.

"То, что требует ФГИУ в суде сегодня, сравнимо, образно говоря, с требованием отрезать руку, только потому, что в палец попала заноза. И если чиновникам ФГИУ не интересно анализировать последствия, то судам надо будет это сделать и поставить точку. И чем раньше, тем лучше – и для судов, которым необходимо возвращать доверие общества, и в целом для государства, заявившего о намерении показать небывалый прирост ВВП и скачок экономического развития. Ведь без защиты права собственности эта цель так и останется утопией", – заявил Товстенко.

К этому судебному процессу сегодня приковано внимание всех потенциальных инвесторов, ожидающих старта "большой приватизации", убежден он.

"Они хотят наперед знать ответ на вопросы: не отберут ли завод или компанию в Украине через три года после приватизации? Смогут ли национальные суды в Украине защитить право собственности, если государство в какой-то момент передумает или "подыщет" нового инвестора? Без правильных ответов на эти вопросы иностранные инвестиции останутся за границей. Никто не будет тратить больше, чем сможет безболезненно потерять, а это уж точно не ожидаемые многомиллионные инвестиции. И чем дольше хозяйственные суды сохраняют интригу, чем дольше рассматривают дело, тем меньше шансов на то, чтобы инвесторы приняли решение в пользу вливания в экономику Украины, а не другой соседней страны, где правила игры понятны и гарантированны", – считает автор статьи.

В 2011 году государство продало 92,79% акций "Укртелекома" компании ЕСУ, дочерней фирме австрийского фонда EPIC. Raga Establishment Ltd выкупила телеком-оператора у фонда EPIC и перепродала его в 2013 году холдингу СКМ бизнесмена Рината Ахметова за $860 млн.

Вопрос о возврате ПАО "Укртелеком" в госсобственность поднял Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ), подав соответствующий иск в мае 2017 года.

Практика реприватизации подрывает доверие к Украине, считает премьер-министр Алексей Гончарук.

"Реприватизация – это очень опасно. Это плохо, потому что инвестор в Украине должен чувствовать, что если он что-то проинвестировал, безосновательно у него это никто не заберет. Нам нужно создать условия, когда люди будут вкладывать в Украине деньги и не будут бояться, что у них эти деньги просто заберут", – сказал он 28 октября в эфире телеканала ICTV.