Если блокируете – блокируйте реальную контрабанду, а не поставки угля – Фесенко о блокаде грузов на Донбассе
Закон запрещает передвижение фур с товаром через линию разграничения, но не железнодорожные перевозки из оккупированных территорий угля, который необходим украинским ТЭС, заявил "ГОРДОНу" политолог Владимир Фесенко.
По украинским законам, через линию разграничения на Донбассе запрещено передвижение фур с товаром, но не железнодорожных составов с углем. Именно поэтому блокада железной дороги, организованная ветеранами АТО и волонтерами, вызывает много вопросов. Об этом в комментарии изданию "ГОРДОН" заявил Владимир Фесенко, украинский политолог, глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента".
"Смущает, что организаторы блокады перекрыли именно ту железнодорожную магистраль, по которой идет уголь. Если бы они задерживали реальных контрабандистов, которых на Донбассе хватает... Но нет, они блокируют именно поставки угля. К этому можно относиться по-разному, но поставки угля из оккупированных территорий никаких законов Украины не нарушают. Запрещены поставки товаров фурами, но поставки по железной дороге – нет, они регулируются и контролируются. Так что если блокируете – блокируйте реальную контрабанду, а не поставки угля", – заявил Фесенко.
Он подчеркнул, что для народных депутатов Семена Семенченко и Владимира Парасюка, поддержавших блокаду, это "прежде всего пиар".
"Это непопулярная точка зрения, но я категорический противник блокады, особенно зимой, когда нужен антрацитовый уголь. Не собираюсь обвинять всех, кто участвует в блокаде, у кого-то из них искренняя позиция. Но для Семенченко, Парасюка и других политиков, участвующих в блокаде, это прежде всего пиар", – сказал Фесенко.
По мнению политолога, нардепы подключились к блокаде потому, что миллиардер Ринат Ахметов, чьи предприятия добывают уголь на шахтах Донбасса, вызывает в украинском обществе большой резонанс, а значит, на этой теме "выгодно пиариться".
"Почему я так думаю? Блокада проводится выборочно, была анонсирована в конце декабря прошлого года, а началась после новогодних и рождественских праздников, когда активизировалось политическое пространство. Плюс блокировать начали в морозы, провоцируя технологические проблемы. Ну а главное: Ахметов и поставки угля – очень резонансная тема в обществе, на ней выгодно пиариться", – считает Фесенко.
Эксперт убежден, что с оккупированным Донбассом надо сохранить в том числе экономические связи, а не полностью отрезать регион от всей Украины.
"Как бы мы ни относились к Ахметову, с Донбассом непрямые связи на уровне хозяйственных субъектов необходимы. Крым – другая история. По Донбассу я сторонник сохранения социальных и экономических связей. Нельзя отрезать оккупированный Донбасс от Украины, нельзя допустить полный разрыв с регионом. По Донбассу должна быть гибкая политика: сепаратистские республики не признавать, но надо реинтегрировать регион, возвращать территории", – подытожил Фесенко.
26 декабря 2016 года ветераны добровольческих батальонов и волонтеры объявили о начале товарной блокады оккупированных районов востока Украины.
25 января 2017 года нардеп от фракции "Самопоміч" Семен Семенченко сообщил, что ветераны установили первый блокпост. На следующий день прокуратура открыла уголовное производство по факту блокирования железной дороги в Луганской области.
Вечером 26 января ветераны АТО заблокировали еще одну железнодорожную станцию. 28 января экс-командир батальона "Айдар" Валентина Лыхолит сообщил о планах расширить блокаду на Донецкую область.
30 января стало известно, что в Луганской области неизвестные повредили железнодорожные пути.
Служба безопасности Украины в тот же день опубликовала официальное заявление, подчеркнув, что блокада железной дороги в районе проведения антитеррористической операции наносит государству миллионные убытки. "Поставки товаров из зоны АТО в 2016 году принесли 31 млрд грн в бюджет Украины", – отметили в ведомстве.