Если власть не отреагирует на запрос общества соблюдать закон, люди начнут сами наводить порядок – адвокат Козаченко о деле Насирова G

Татьяна Козаченко: Государство, не способное обеспечить порядок, должно быть готово к реакции людей, которые будут стараться устанавливать справедливость по своему усмотрению
Фото: Роман Линник / Facebook

Дело главы Госфискальной службы Украины Романа Насирова вызвало огромный резонанс в обществе. Если власть надлежащим образом не обеспечит привлечение к ответственности лиц, преступивших закон, значит, сам народ наведет порядок и установит справедливость по своему усмотрению, считает адвокат Татьяна Козаченко.

Несмотря на декларируемую в Украине борьбу с коррупцией, чем закончится дело отстраненного от выполнения обязанностей главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, прогнозировать очень сложно. Об этом изданию "ГОРДОН" заявила адвокат, соучредитель Общественного люстрационного комитета, директор департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Украины в 2014–2016 гг. Татьяна Козаченко.

"История с Насировым будет длинной, делать прогнозы, вынесут ему обвинительный приговор или нет, сейчас бессмысленно. Прежде всего это работа правоохранительных органов (провести расследование и собрать доказательства) и суда (рассмотреть и вынести законное решение). Можно отметить, что в Украине нет случаев применения уголовной ответственности к высокопоставленным должностным лицам. Учитывая декларируемую борьбу с коррупцией, как говорится, ни один высокопоставленный чиновник за последние три года в данном формате "не пострадал". Впрочем, за период истории независимой Украины – тоже", – рассказала Козаченко.

Эксперт подчеркнула, что за последние три года ни правоохранительная, ни судебная системы в Украине не изменились.

"Я не учитываю, что за первый год каденции Януковича были посажены Тимошенко и Луценко. К правосудию эти процессы никакого отношения не имели. Сейчас же, спустя три года после убийств на Майдане, бегства чиновников из страны, декларируемого уровня коррупции во власти, нет ни одного судебного приговора по людям аналогичного уровня должностей. Правоохранительная система не реформирована, судьи те же – они не есть независимыми, есть их политическая заангажированность, коррупционные составляющие. Система в нынешней форме не способна очищаться и привлекать к ответственности высокопоставленных чиновников, по крайне мере система демонстрирует именно это", – сказала Козаченко.

Адвокат убеждена, что именно в случае с Насировым власть больше не сможет не учитывать мнение общества об этом чиновнике.

"Трудно выступать оракулом, когда все время кардинально меняется ситуация в стране, меняются политика и те, кто у власти. Все это также мешает чиновникам и судьям быть непредвзятыми. Вспомните карьеры наших политиков. Тимошенко: бизнесмен – тюрьма – премьер-министр – тюрьма – народный депутат. Янукович: тюрьма – губернатор – премьер-министр – политическая смерть на выборах, когда он "падал от яйца" – потом президент – затем беглец из страны. Или Луценко: глава МВД – тюрьма – нардеп – генеральный прокурор. При таких амплитудах в карьере за такой невероятно короткий исторический срок прогнозировать будущее крайне сложно. Однозначно дело Насирова имеет огромный общественный резонанс. И власть не может этого не учитывать, объективно или субъективно это будет серьезно влиять на решения", – отметила Козаченко.

Эксперт настаивает: если власть не будет реагировать на запросы общества о соблюдении закона, люди начнут самостоятельно наводить порядок.

"Только власть имеет право привлекать к ответственности или, как говорится, имеет "монополию на насилие". Но если власть не будет реагировать на запросы общества о соблюдении закона, люди начнут самостоятельно добиваться справедливости и наводить порядок. И тут высок риск выхода гражданского общества за рамки правового поля. Мы все понимаем, чем может обернуться ситуация, когда люди берут на себя полномочия самостоятельно бороться за справедливость. Государство, которое не способно обеспечить порядок, должно быть готово к реакции людей, которые будут стараться наводить порядок и устанавливать справедливость по своему усмотрению. По своей сути это негативное явление, но прогнозируемое, если государство надлежащим образом не обеспечивает госуправление, в том числе привлечение к ответственности лиц, преступивших закон", – подытожила Козаченко.

7 марта 2017 года Соломенский районный суд избрал Насирову меру пресечения в виде содержания под стражей с возможностью внесения залога в 100 млн грн. Глава ГФС арестован на 60 дней – до 30 апреля текущего года. Защита Насирова уже заявляла, что намерена подать апелляцию на решение суда.

Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура подозревают Насирова в злоупотреблении властью и служебным положением, что повлекло ущерб на сумму около 2 млрд гривен. По данным следствия, на посту руководителя Госфискальной службы он принимал решения в интересах депутата Александра Онищенко, против которого расследуется дело по подозрению в махинациях с газом.

Подозрение главе ГФС вручили поздно вечером 2 марта в больнице “Феофания”. После того, как правоохранители зачитали уведомление, Насирова перевели в кардиологическую реанимацию. Врач заявил, что у чиновника случился инфаркт. Позже чиновник эту информацию опроверг.

3 марта Кабинет Министров отстранил Насирова от исполнения обязанностей до окончания расследования.