Глава Антикоррупционной инициативы ЕС: О борьбе с коррупцией нельзя говорить как о конкретной цели, искоренить ее невозможно
Закон об антикоррупционном суде в Украине должен четко соответствовать рекомендациям Венецианской комиссии, заявила глава Антикоррупционной инициативы Европейского союза Эка Ткешелашвили.
Полностью искоренить коррупцию как явление невозможно, заявила в интервью "Интерфакс-Украина", опубликованному 12 мая, глава Антикоррупционной инициативы Европейского союза Эка Ткешелашвили.
"О борьбе с коррупцией нельзя говорить в общем как о конкретной цели, искоренить ее невозможно. Это продолжающийся процесс во многих странах. Следует отметить, что, например, безопасность не может быть обеспечена в полной мере, если страна остается коррумпированной", – заявила Ткешелашвили.
Она добавила, что одним из ключевых звеньев борьбы с коррупцией в Украине является антикоррупционный суд.
"Необходимость его создания в полном соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии неоднократно подчеркивалась европейскими партнерами. Это существенный элемент для того, чтобы система дала ту отдачу, которую от нее ожидают, чтобы дела находили завершения в судах", – продолжила глава Антикоррупционной инициативы ЕС.
По ее словам, в Верховной Раде готовят законопроект "О Высшем антикоррупционном суде" ко второму чтению, и "здесь все еще камнем преткновения остаются те поправки, которые должны быть учтены, чтобы привести закон в полное соответствие с рекомендациями Венецианской комиссии".
"Парламент и комиссия ведут совместную работу по законопроекту, поэтому я думаю, что этот процесс придет к логическому завершению в виде принятия того нормативно-правового акта, который бы соответствовал упомянутым рекомендациям. Это не просто какое-то пожелание со стороны партнеров Украины – это четко взвешенное видение того, какие элементы должны быть присущи этому закону, чтобы суд был реально независимым, эффективным и выполнял свою роль", – сказала Ткешелашвили.
Создание Высшего антикоррупционного суда является одним из обязательств, которые Украина взяла на себя перед международными партнерами – Европейским союзом и Международным валютным фондом.
9 октября 2017 года Венецианская комиссия опубликовала полный текст заключения по украинским законопроектам №6011 (авторства вице-спикера Оксаны Сыроид (внефракционная), нардепов Егора Соболева ("Самопоміч"), Ивана Крулько ("Батьківщина"), Сергея Лещенко, Светланы Залищук и Мустафы Найема (Блок Петра Порошенко) и №6529 (представителя БПП Сергея Алексеева) о создании антикоррупционных судов в Украине.
Эксперты не поддержали внедрение разветвленной системы антикоррупционных палат, что было предусмотрено в законопроекте №6529. В комиссии также раскритиковали ряд положений законопроекта №6011, обратив внимание на недопустимость политизации процесса назначения судей и необходимость соблюдения Конституции во время процедур отбора. Оба законопроекта были отозваны.
22 декабря 2017 года президент Украины Петр Порошенко внес в парламент законопроект №7440 "О Высшем антикоррупционном суде". 11 января 2018 года глава миссии МВФ в Украине Рон ван Роден направил письмо в Администрацию Президента, в котором раскритиковал законопроект Порошенко. Всемирный банк также выразил недовольство документом, заявив, что он не соответствует требованиям ВБ для предоставления Украине около $800 млн в поддержку ключевых реформ.
В АП возразили, что считают законопроект соответствующим рекомендациям Венецианской комиссии.
1 марта парламент поддержал законопроект об антикоррупционном суде в первом чтении. Согласно документу, Высший антикоррупционный суд в Украине должны создать в течение 12 месяцев после вступления закона в силу.