Глава Минфина считает, что есть "достаточные основания" для расследования деятельности Нефьодова и Верланова
Комментируя причины увольнения глав таможенной и налоговой служб Максима Нефьодова и Сергея Верланова, министр финансов Сергей Марченко сказал, что в министерство поступали жалобы со стороны бизнеса на задержки с автоматическим возмещением НДС, безосновательное блокирование налоговых накладных, а на таможне были нарушения при оформлении товаров и контрабанда.
Министр финансов Сергей Марченко считает, что правоохранительные органы должны заняться расследованием деятельности уволенных глав таможенной и налоговой служб Максима Нефьодова и Сергея Верланова. Об этом он сказал в интервью агентству "Интерфакс-Украина", которое было опубликовано 27 апреля.
"Есть достаточные основания для объективного расследования их деятельности правоохранительными органами", – сказал Марченко.
Он отметил, что в министерство поступали жалобы со стороны бизнеса на задержки с автоматическим возмещением НДС, безосновательное блокирование налоговых накладных.
"С таким подходом люди просто теряют свой бизнес. И это вместо того, чтобы в такой сложный период помочь ему выжить. Мы постоянно общаемся с представителями бизнес-среды, и таких жалоб поступало в последнее время все больше и больше", – сказал Марченко.
Говоря о проблемах на таможне, он указал на нарушения при таможенном оформлении товаров и контрабанду.
"На таможне зафиксированы нарушения при таможенном оформлении товаров. Это касается и определения таможенной стоимости, и несоблюдение сроков таможенного оформления. До сих пор не запущена система автоматических сканеров на пунктах пропуска. Ну и, конечно, контрабанда никуда не исчезла", – заявил министр.
Он отметил, что увольнение Нефьодова и Верланова было только вопросом времени. На вопрос, почему их не предупредили об этом, министр ответил: "Они знали мою позицию, и на самом деле никаких неожиданностей не было. Их отставка – это был просто вопрос времени. Я неоднократно публично подчеркивал, что кадровые изменения в этих структурах назрели".
Он считает, что главы двух ведомств не справились с поставленными заданиями и "большую часть времени тратили на формирование бренда служб, а не на повышение их эффективности". По информации министра, в 2019 году таможня не выполнила план по наполнению государственного бюджета на 56 млрд грн, роспись первого квартала – почти на 20 млрд грн.
"То же с налоговой: если бы не было одноразовых поступлений в бюджет от НАК "Нафтогаза", план первого квартала не был бы выполнен на 15,5 млрд грн (в первом квартале 2020 года "Нафтогаз України" перечислил в бюджет налог на прибыль в размере более 9 млрд грн после получения денег от "Газпрома" по решению Стокгольмского арбитража. – "ГОРДОН")", – отметил министр.
Марченко добавил, что в условиях пандемии коронавируса и экономического кризиса государству нужны действенные фискальные органы, которые будут наполнять бюджет, но "не любой ценой".
"Давление на бизнес или какие-то силовые практики недопустимы", – подчеркнул он.
На отставке Нефьодова и Верланова настаивал и предшественник Марченко – Игорь Уманский, который занимал должность министра финансов около месяца. Он, в частности, утверждал, что ГНС при Верланове устраивала "коррупционные скрутки с НДС", что приводило к ежемесячным потерям госбюджета на сумму до 5 млрд грн. Уманский также критиковал Нефьодова, утверждая, что ситуация с контрабандой на таможне не изменилась.
Глав Государственной таможенной и налоговой служб Кабмин уволил 24 апреля. Они рассказали, что их не предупредили об увольнении и не объяснили причин.
Премьер-министр Денис Шмыгаль, комментируя причины увольнения глав таможенной и налоговой служб, заявил о плохих показателях по поступлениям в государственный бюджет.