Макаренко: Принятые поправки в Таможенный кодекс полностью соответствуют стандартам ЕС и жизнь нашему бизнесу не усложнят G

Макаренко: Защита прав интеллектуальной собственности – достаточно серьезный вопрос
Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com

Изменения в Таможенном кодексе дадут украинской таможне больше инструментов для борьбы с патентным троллингом, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" экс-глава Государственной таможенной службы Украины, бывший заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины Анатолий Макаренко.

Принятые Верховной Радой поправки в Таможенный кодекс полностью соответствуют стандартам Евросоюза и не усложнят жизнь украинскому бизнесу, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" экс-глава Государственной таможенной службы Украины, бывший заместитель председателя Государственной фискальной службы Анатолий Макаренко.

"Защита прав интеллектуальной собственности – достаточно серьезный вопрос. В данном случае речь идет о борьбе с контрафактным товаром. Это колоссальная проблема для брендов и людей, зарегистрировавших свои торговые марки. Одна из задач таможенной службы – не допускать в Украину импорт поддельных товаров. Мы подписались под рядом соглашений, взяв на себя обязательство препятствовать этому. У нас случались ситуации, когда было сложно оправдываться – в страну заходили огромные партии контрафактного товара и реализовывались на нашей территории. У таможенной службы есть так называемый реестр объектов права интеллектуальной собственности. Но серьезной проблемой стали наши доморощенные патентные тролли, которые регистрируют патенты на условную картонную коробку или ящики для одежды. Это головная боль для таможенников, потому что они вынуждены останавливать такие поставки. И страдают как раз люди, которые везут не контрабанду, а "белый" товар", – подчеркнул Макаренко.

По его мнению, определяющим будет вопрос имплементации принятых поправок.

"Пока что предложения по защите прав интеллектуальной собственности я поддерживаю. Мне эта инициатива понятна. Доморощенных патентных троллей мы должны уничтожить любыми способами. Тут, конечно же, вопрос в имплементации принятых изменений. К тому же подразделения таможенного управления по защите прав интеллектуальной собственности фактически были уничтожены. Будут ли они восстановлены в рамках новой таможни – пока неизвестно. Хотя уже сейчас у таможни есть полномочия изымать и уничтожать контрафакт – с поддельными торговыми марками и так далее. О другом товаре речь не идет", – сказал собеседник.

Он отметил, что принятые поправки дадут таможне дополнительные "фильтры" при рассмотрении заявок на внесение изделий в реестр прав интеллектуальной собственности.

"По словам моих друзей на таможне, благодаря принятым поправкам наш Таможенный кодекс будет соответствовать требованиям ЕС. Что касается уничтожения мелких партий, то это одна из норм, действующая в Евросоюзе. Это не наше творчество. Раньше мелкие товарные партии – посылки – просто изымались. Также новые изменения дадут таможне больше инструментов для борьбы с патентным троллингом. В реестр прав интеллектуальной собственности не будут массово вноситься все изделия, заявленные так называемыми правообладателями. То есть у таможни появляются дополнительные фильтры. Ничего экстраординарного в принятых поправках нет. Они полностью соответствуют стандартам ЕС и жизнь нашему бизнесу не усложнят", – резюмировал Макаренко.

17 октября Верховная Рада приняла в целом законопроект №1230 с поправками в Таможенный кодекс о защите прав интеллектуальной собственности в ходе перемещения товаров через таможенную границу.

Изменения предполагают расширение перечня объектов права интеллектуальной собственности, которые подпадают под защиту во время перемещения через таможню. Также расширен перечень случаев применения мер, связанных с приостановлением таможенного оформления товаров, подозреваемых в нарушении права интеллектуальной собственности, в том числе по инициативе таможенного органа.

В Таможенный кодекс также вносятся изменения по возмещению расходов, связанных с хранением и уничтожением товаров, подозреваемых в нарушении права интеллектуальной собственности.