Механизм санкций не зависит от уголовных производств – Венедиктова

Венедиктова отметила, что есть путь "что-то решать" с нарушителями
Фото: EPA
Решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины о санкциях соответствуют закону, даже если принимаются отдельно от уголовных производств, заявила 27 мая в эфире телеканала "Украина 24" генеральный прокурор Ирина Венедиктова.

Речь об этом зашла при обсуждении вопроса о "юридической чистоте решений".

"Мне кажется, что оно искусственно создается, потому что государственная машина – она сложная, и у нас очень много разных комплексных инструментов, если нам нужно решать государственные проблемы, и механизм санкций не находится в прямой пропорциональности или в какой-то там зависимости от уголовных производств. Когда государство имеет проблему, которую нужно решать, оно задействует все возможности (законные абсолютно), чтобы решить эту проблему", – сказала Венедиктова.

Она отметила, что о контрабандистах, против которых СНБО ввел санкции, в Украине знала вся страна "с 1991-го по 2020 год".

По словам генпрокурора, "большого ума не нужно", чтобы с этим бороться, "просто нужно иметь доступ".

"Или мы расписываемся в том, что контрабанда вечна, контрабанда – это архиприбыльно для кого-то, это, наверное, выгодно кому-то и пусть остается как есть, [...] или другой путь – что-то решать", – объяснила Венедиктова.

Контекст:

2 апреля Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение ввести санкции против 10 лиц, которых совет считает причастными к контрабанде.

Под санкции попали одесские бизнесмены Александр Чудаков, Виктор Шерман и Вадим Альперин (президент Украины Владимира Зеленский называл его "одним из крестных отцов контрабанды в Украине"), закарпатский бизнесмен Орест Фирманюк, львовский бизнесмен Владимир Дидух (СМИ называли его криминальным авторитетом Вовой Мордой), черновицкие бизнесмены Юрий Кушнир и Александр Еримичук, бывший сотрудник Закарпатской таможни, президент футбольного клуба "Минай" Валерий Пересоляк, экс-начальник Рава-Русской таможни Иван Бокало и бывший сотрудник СБУ Александр Кравченко.

Санкции против них ввели на три года. Им, в частности, заблокировали активы, ограничили торговые операции, запретили участвовать в приватизации государственного имущества (.doc).

Зеленский заявил, что, по данным СНБО и СБУ, этих людей можно назвать "топ-10 украинских контрабандистов". Он пообещал, что это "первая десятка, но точно не последняя".

15 апреля СНБО ввел второй пакет санкций за контрабанду против еще 13 физических и ряда юридических лиц.

14 апреля СМИ сообщили, что Зеленский подписал указ о лишении гражданства Украины Альперина, Еримичука и Араика Амирханяна (он попал во второй пакет санкций СНБО за причастность к контрабанде). Сообщалось, что у всех троих есть гражданства других государств: у Альперина – израильское, у Амирханяна – армянское, у Еримичука – румынское.