"Павел не может дать отпор. Но я его в обиду не дам". Алена Притула обвинила во лжи автора статьи о Шеремете
Журналист Андрей Лаврик написал, что конфликт с президентом Беларуси Александром Лукашенко у убитого в прошлом году журналиста Павла Шеремета возник, когда он начал работать на российские государственные медиа. Сооснователь издания "Украинская правда", гражданская жена погибшего Алена Притула заявила, что это неправда.
Сооснователь издания "Украинская правда", гражданская жена убитого журналиста Павла Шеремета Алена Притула обвинила во лжи журналиста Андрея Лаврика – автора статьи о погибшем, которая вышла на портале "Тексти.org.ua" 21 июля.
Журналист разместил ссылку на материал на своей странице в Facebook, которую сопроводил подписью: "Простите, но не нассать в тапки я не мог".
Притула в блоге на сайте "Украинской правды" написала, что рыдала, читая статью Лаврика.
"Существует правило – если ты не реагируешь на вранье, в гугле о тебе найдут в итоге только ложь. Павел не может дать отпор. Но я его в обиду не дам", – отметила она.
Притула заявила, что в материале полно фактологических ошибок.
"Согласитесь, что может быть хуже, когда автор притягивает за уши одни факты, чтобы подтвердить свою версию, и не замечает/пропускает/не знает других фактов, которые легко опровергли бы его слова? Или использует в статье как базовую информацию "Википедии"?" – добавила она.
По словам Притулы, два тезиса из статьи Лаврика являются ложью, еще один правдивый только наполовину.
В частности, журналист утверждает, что конфликт с президентом Беларуси Александром Лукашенко у Шеремета возник, когда он начал работать на российские государственные медиа.
"Еще в 1994 году Павел стал ведущим самой на то время интересной (и это не моя оценка – спросите живых свидетелей) аналитической программы "Проспект". Программа выходила на частном канале и была очень критичной по отношению к власти, поэтому ее довольно быстро закрыли. Именно за эту программу Павел был удостоен премии имени Алеся Адамовича как лучший белорусский журналист. Павел стал самым молодым главным редактором деловой газеты в Белоруссии, которую тоже вскоре прикрыл Лукашенко. То есть как острый критик Лукашенко Шеремет сформировался еще до того, как начал работать на ОРТ (нынешний "Первый канал". – "ГОРДОН")", – написала в ответ Притула.
Она добавила, что ложью является и утверждение Лаврика, что Шеремет знал обстоятельства смерти своего подчиненного – штатного оператора корпункта ОРТ в Беларуси Дмитрия Завадского, которого убили в 2000 году, но не стал делиться подробностями со следствием.
"Шеремет никогда не отрицал свою связь с судьбой Завадского (имеется в виду то, что Павел считал, что смерть товарища связана с ним, он знал ее причины)", – написал журналист.
"Ни в разговоре со мной, ни с родными, ни с коллегами Павел никогда ничего не говорил о том, как был убит его друг. Это предположение, как следует из текста, автор взял из Википедии. Я испытываю уважение к колоссально коллективному труду создателей Википедии, но, простите, там даже неверно указана дата рождения Павла! А ссылки на "источники", подтверждающие эту чушь, не работают", – заявила Притула.
В материале Лаврик пишет, что в Украине "склонны считать, что Шеремет окончательно оставил российскую журналистику в 2012 году, когда начал регулярно писать в "Украинскую правду", а впоследствии стал исполнительным директором этого издания".
"Однако это неправда. С сентября 2013 года по июль 2014 года он вел передачу на "Общественном телевидении России" – телеканале, созданном по инициативе и на средства правительства РФ", – отметил он.
Притула ответила, что это правда, но напомнила, что в 2012–2013 годах Шеремет работал на украинском телеканале TBI.
"Его первым оттуда уволили, в первый же день рейдерского захвата при участии Княжицкого (основатель ТВі, его бывший гендиректор, нардеп от "Народного фронта" Николай Княжицкий. – "ГОРДОН"). А затем оттуда ушли все приличные журналисты", – заявила она.
Гражданская жена погибшего подчеркнула, что программа "Прав?Да!", которую Шеремет вел на ОРТ, была "единственной на то время на российском телевидении передачей, где можно было услышать оппозиционеров".
"Там Павел рассказывал о киевском Майдане – он приезжал в Москву в своей желтой куртке, пропахшей дымом, и нельзя было не поверить ему, когда он рассказывал о событиях той зимы. И да! Именно поэтому его оттуда уволили", – написала она.
Притула рассказала, что тогдашнему главному редактору канала Анатолию Лысенко позвонил бывший пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Алексей Громов и сказал уволить Шеремета.
"Там точно знали, что никакие рекомендации смягчить программу на Павла не подействуют. Сразу увольнять было неудобно, поэтому сначала ему стыдливо предложили двухмесячный отпуск, в надежде, что в Кремле о просьбе позабудут. Не забыли. Паше пришлось уволиться", – отметила она.
Сооснователь "Украинской правды" подчеркнула, что Шеремет был разным, "не обязательно всем его любить, но он был честен с людьми".
"О чем вообще этот текст? О том, что убийство журналиста, который долгое время работал в других странах, не нуждается в тщательном расследовании? Типа, не страшно, что его убили? Мне страшно. А вам, Лаврик?" – резюмировала Притула.
Шеремет погиб 20 июля 2016 года в Киеве в результате взрыва машины, принадлежавшей соосновательнице "Украинской правды" и его гражданской жене Алене Притуле.
Следствие рассматривает пять версий мотивов убийства: профессиональная деятельность, убийство по ошибке (вместо Притулы), критические публикации в издании "Украинская правда" и выступления на "Радио Вести", дестабилизация ситуации в Украине, а также конфликты, касающиеся личной жизни Шеремета.
В июне 2017 года председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова и информационной политики Виктория Сюмар сообщала, что в рамках досудебного расследования в деле Шеремета допросили более 3000 человек, в том числе и очевидцев взрыва, и изъяли видеозаписи с камер наблюдения.
В Комитете защиты журналистов заявили, что будут инициировать международное расследование убийства Шеремета.
20 июля спикер Министерства внутренних дел Украины Артем Шевченко заявил, что в деле об убийстве Шеремета до сих пор нет подозреваемых.