Порошенко о решении Стокгольмского арбитража: Москва теряет возможность использовать газ как орудие шантажа
Стоимость газа теперь будет определять не Кремль, а свободный рынок, заявил президент Украины Петр Порошенко.
Решение Стокгольмского арбитража по иску НАК "Нафтогаз України" к российской компании "Газпром" – важный шаг на пути к энергетической безопасности Украины и первый случай цивилизованного урегулирования противоречий в отношениях с российским монополистом. Так президент Украины Петр Порошенко прокомментировал в Facebook отдельное решение арбитров в споре между "Нафтогазом" и "Газпромом".
"Решение трибунала дает право "Нафтогазу" требовать снижения цены на газ по контракту с "Газпромом" в соответствии с условиями рынка. Таким образом, стоимость газа будет определяться не Кремлем, а исключительно прозрачным и свободным рынком", – написал Порошенко.
Он особо отметил упразднение принципа "бери или плати", предусмотренного контрактом с "Газпромом".
"Это принцип, навязанный Украине Россией и безответственно принятый украинскими переговорщиками в 2009 году. Благодаря ему миллионы украинцев были ограблены на миллиарды долларов", – отметил президент.
"Москва впервые теряет возможность использовать газ как оружие политического давления и шантажа", – добавил Порошенко.
Глава государства также подчеркнул, что "Украина была и остается надежным партнером в вопросе обеспечения газом европейских потребителей".
В НАК "Нафтогаз України" 31 мая сообщили, что Стокгольмский арбитраж удовлетворил ключевые требования компании в споре с "Газпромом".
- условие "бери или плати" упразднено;
- запрет на реэкспорт отменен;
- формула цены на газ пересмотрена с 2014 года.
С 2014 года "Газпром" и "Нафтогаз" судятся в Стокгольме из-за контрактов на поставку природного газа из РФ в Украину и транзит газа через территорию Украины с 2009 года. Слушания по этому делу завершились в декабре 2016 года.
Принцип "бери или плати" действовал с 2009 года. Он предусматривал штрафы для Украины в случае недобора российского газа относительно объема, указанного в контракте. "Нафтогаз України" считал положение "бери или плати" в виде, изложенном в контракте с "Газпромом", нерыночным, неправомерным и недействительным.