Щаранский: Когда я начал диссидентскую деятельность, мне говорили: “Держитесь от них подальше – там все стукачи”
В интервью основателю издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону советский диссидент, израильский политик Натан Щаранский объяснил, почему не сотрудничал с Комитетом государственной безопасности (КГБ) Советского Союза и не стал "стукачем".
"Для меня такой вопрос даже не стоял. Это как раз то, что я хотел объяснить. У меня было определенное преимущество: я жил жизнью советского раба. Преуспевающий физик, который не говорит, боится сказать то, что думает. И потом была жизнь свободного человека. И ты чувствуешь, что, даже сколько ты будешь жить, от тебя не зависит. Это зависит от КГБ. Но будешь ли ты продолжать жить свободным человеком до конца своей жизни, зависит только от тебя. И ты хочешь продолжать свободную жизнь", – сказал он.
По словам политика, у него было 17 следователей, "потому что это было дело против всего движения диссидентов".
"Глава этих 17 следователей – полковник [Виктор] Володин. И он мне как-то сказал: "До тебя у меня были [Петр] Якир [сын известного большевистского военачальника Ионы Якира, репрессированного в 1937 году] и [правозащитник, экономист Виктор] Красин". Это были лидирующие диссиденты, которых арестовали, и они раскололись. Они выступили на суде, признали ошибки, написали письмо [академику Андрею] Сахарову и другим, что необходимо прекратить", – подчеркнул Щаранский.
Он отметил, что они говорили: "Нам КГБ обещал, что не будет больше арестов, если мы прекратим самиздат" – и после этого на три года самиздат и деятельность диссидентов прекратилась.
"Потребовалось мужество [советского диссидента] Сергея Ковалева, чтобы это вернуть. И когда я начал диссидентскую деятельность, мне говорили: "Держитесь от них подальше – там все стукачи". К счастью, я не держался подальше. И потом со временем стал участвовать в обоих движениях: и за права человека, и за еврейские права. Так вот, он мне сказал: "Якир и Красин – какие были сильные люди! А правильно поступили, начали с нами сотрудничать. И я все, что обещал, выполнил". Я говорю: "Да, вы точно выполнили все, что обещали. А Красин потом уехал в Париж, встал там на колени и попросил у всех прощения. Сказал, что его КГБ обманул". – "Он врет". – "Вот именно. Вы хотите, чтобы я два раза врал: сначала тут, а потом там? Лучше не буду врать ни одного раза", – объяснил Щаранский.
Контекст:
Щаранский родился в 1948 году в Украине, в Донецке (тогда назывался Сталино). Окончил Московский физико-технический институт (специальность – "прикладная математика"). После получения высшего образования работал во Всероссийском научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ).
В 1973 году подал документы на выезд в Израиль, но получил отказ. Тогда же был уволен из ВНИИ. К середине 1970-х стал активным участником эмиграционного движения евреев-отказников и одним из инициаторов создания Хельсинкской группы в Москве. Был помощником академика Андрея Сахарова. Активно участвовал в еврейском движении в СССР, демонстрациях и голодовках протеста.
В 1977 году был арестован по обвинению в измене Родине и антисоветской агитации. Как утверждало обвинение, Щаранский действовал по заданию иностранных разведывательных служб. В 1978 году был осужден на 13 лет лишения свободы. В заключении не раз попадал в штрафной изолятор, объявлял голодовки, десятки раз подвергался принудительному кормлению. В 1986 году был освобожден в рамках обмена, после чего эмигрировал в Израиль.
В 1995 году основал и возглавил партию "Исраэль ба-Алия", защищающую интересы репатриантов из бывшего СССР.
Щаранский был депутатом израильского парламента. Занимал посты министра промышленности и торговли (1996–1999), главы МВД (1999–2000), министра строительства (2001–2003), министра по делам Иерусалима (2003–2005). В 2009–2018 годах был председателем исполнительного комитета Еврейского агентства.
В 2006 году тогдашний президент США Джордж Буш наградил Щаранского Президентской медалью Свободы, являющейся наивысшей гражданской наградой Америки.