Уманский: Иногда перед президентом Зеленским валяют дурочку, а иногда докладчики искренне верят в то, что читают с бумажек G

Уманский: Вроде докладывают о том, что и как сделано, а по факту через три месяца смотришь – епрст, опять же ничего не поменялось
Фото: kmu.gov.ua

Чиновники, которым президент Украины Владимир Зеленский дает поручения искоренить коррупцию, могут докладывать ему об успехах так, что создается впечатление, словно коррупцией серьезно занимаются, но на самом деле через несколько месяцев стает очевидным, что результатов нет, заявил в интервью основателю издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону бывший министр финансов Игорь Уманский.

Бывший министр финансов Игорь Уманский заявил в интервью основателю издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону, что некоторые украинские чиновники "валяют дурочку" перед президентом Владимиром Зеленским, когда докладывают ему о ситуации с борьбой с коррупцией.

Журналист спросил, правильно ли он понимает, что президент в курсе ситуации с коррупцией в налоговой службе и на таможне, "но ничего не может сделать, потому что у него нет ни исполнителей, которые в состоянии это разрушить, ни понимания, как это сделать".

"Происходит простая история. Дается поручение немедленно искоренить. Через две недели идет доклад о том, как космические корабли бороздят пространство и так далее, какая работа проведена, сколько операций завершено, сколько неправильных проводок было заблокировано, сколько было проведено контрольных мероприятий. От этого уплывает любой человек", – сказал Уманский.

По его словам, после подобных докладов складывается ощущение, что "люди работают, стараются".

"Вроде докладывают о том, что и как сделано, а по факту через три месяца смотришь – епрст, опять же ничего не поменялось", – отметил бывший министр.

"То есть перед президентом фактически дурочку валяют?" – уточнил журналист.

"Не всегда. Иногда именно валяют дурочку, а иногда даже те, кто докладывает, искренне верят в то, что читают с бумажек, которые им подготовили подчиненные", – сказал экс-министр.

Уманский: Ходит президент по кабинету, ищет документы, ругается, опаздывает. А Богдан сидит за столом и эти документы читает. Читайте полную версию интервью

При этом, отметил Уманский, он не согласился бы возглавить совет при президенте по борьбе с коррупцией, если бы такой орган был создан.

"Понимаете, бороться нужно не с коррупцией. Борьба с коррупцией, которая происходила в Украине, никогда не даст эффекта. Может быть, кого-то посадят. Даже, может быть, десятки людей. Нужно менять систему работы таким образом, чтобы возможности для коррупции не было. Понимаете? В этом проблема номер раз. И два: даже если создать комиссию при президенте, даже если туда пойдут квалифицированные и подготовленные люди... Я не следователь как минимум. Наша правоохранительная и судебная система не позволят эти дела довести до конца, что мы и видим на сегодняшний день. Поэтому основное направление – минимизировать возможность коррупции как таковой. В той же налоговой или таможенной сфере достаточно понятно, как это можно минимизировать. Многие страны это прошли, велосипед придумывать не надо", – сказал экс-министр.

Видео: Дмитрий Гордон / YouTube

Уманский был министром меньше месяца – с 4-го по 30 марта 2020 года. Верховная Рада отправила его в отставку 249 голосами. Уманский до этого дважды работал в Минфине: в 2008–2010 годах – первым заместителем министра, а в 2009–2010 годах был и.о. министра. Уманский рассказывал, что не сработался с премьер-министром Денисом Шмыгалем.

Уманский настаивал на отставке начальника Государственной налоговой службы Сергея Верланова и руководителя главы Гостаможенной службы Максима Нефьодова (их таки уволили 24 апреля). Он, в частности, утверждал, что ГНС при Верланове устраивала "коррупционные скрутки с НДС", что приводило к ежемесячным потерям госбюджета на сумму до 5 млрд грн.

В рейтинге восприятия коррупции, составленном международной организацией Transparency International, Украина в 2019 году ухудшила позиции и заняла 126-е место из 180, получив 30 баллов из 100. Рядом с Украиной на том же месте – Кыргызстан, Азербайджан и Джибути.