В Офисе президента объяснили, почему РФ не пригласили на консультации по формуле мира в Джидде
На консультациях в Саудовской Аравии, которые состоялись в выходные, Украина разъясняла свою позицию участникам переговоров, поэтому приглашать страну-агрессора на такие встречи неконструктивно. Об этом в интервью "ВВС News Україна", которое вышло 9 августа, рассказал советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк.
Он пояснил, что консультации на уровне советников – "пока не вопрос переговорного процесса".
"Это вопрос разъяснения позиции Украины определенному количеству важных стран, прежде всего Глобального Юга, в чем смысл этой войны со стороны России и почему эта война не может закончиться каким-то компромиссным вариантом: что-то оставили России, что-то отдали Украине. Некоторые страны до сих пор не совсем понимают и природу войны как таковой, и того, что компромисс невозможен и невозможно сохранить Россию в таком политическом виде, в каком она сегодня есть", – добавил Подоляк.
Все это, по словам спикера, нужно объяснять участникам консультаций.
"Если вы предлагаете на этом этапе Россию позвать на консультации – не мирные переговоры, а именно консультации – это крайне деструктивная позиция. На этом фоне вы никак не сможете конструктивно поговорить, например, с Саудовской Аравией, или Бразилией, или Китаем", – добавил он.
Как сказал Подоляк, раньше страны Глобального Юга "потребляли" исключительно ту информацию о войне, которую озвучивал российский МИД или его глава Сергей Лавров. На консультациях в Джидде был запущен процесс коммуникации, сказал он.
"Это не вопрос того, что за полтора дня ты полностью меняешь глобальный политический процесс. Ты символически показываешь, во-первых, готовность Украины обсуждать эти вопросы на разных уровнях. Во-вторых, что есть большое количество стран, поддерживающих Украину. В-третьих, что Украина общается не только с теми, кто ее безоговорочно поддерживает. В-четвертых, это совсем обнуляет глобальную репутацию России. То есть страны мира начинают понимать, что Россия может отсутствовать в глобальном политическом процессе. Раньше они полагали: если нет России, то нет ничего. Сегодня ситуация выглядит так: Саудовская Аравия – организатор. Китай приехал, Бразилия приехала, ЮАР приехала – давайте разговаривать. Это существенно снижает субъектность России и ее влияние на глобальный политический процесс, и это очень важный симптом", – резюмировал он.
Контекст:
5–6 августа в Саудовской Аравии прошли переговоры, посвященные Украине. В конференции приняли участие представители более 40 стран, что в три раза больше, чем на консультациях, которые прошли в Копенгагене, сообщил глава Офиса президента Украины Андрей Ермак. Россию на встречу не приглашали.
Ермак по итогам переговоров заявил, что это были "продуктивные консультации по ключевым принципам". "У нас был очень честный, открытый разговор, во время которого представители каждой страны могли озвучить свою позицию и видение. Были разные взгляды, но все присутствовавшие засвидетельствовали приверженность своих стран принципам Устава ООН, международного права и уважения суверенитета и нерушимости территориальной целостности государств. И именно на этих принципах построена формула мира президента [Украины Владимира] Зеленского, о которой мы подробно рассказали", – заявил Ермак.
По информации WSJ, участники переговоров продвинулись вперед в усилиях "по формированию международного консенсуса в отношении прочного и справедливого" мирного завершения войны. В переговорах впервые участвовал Китай, на саммит отправился представитель правительства КНР по делам Евразии Ли Хуэй. По данным Spiegel, Пекин был активен и высказывал "позитивные" взгляды на возможную дальнейшую встречу такого рода. Дипломаты, с которыми общались журналисты WSJ, считают, что Китай "в целом сыграл конструктивную роль" в переговорах.
Это вторая такая встреча. Первая прошла в Копенгагене 24 июня. Следующие консультации на уровне советников должны состояться в течение месяца, сообщил Ермак 7 августа.
По словам Ермака, Украина планирует проведение двух Глобальных саммитов мира: первый, подготовке которого была посвящена встреча в Джидде, должен принять украинский мирный план за основу; второй должен зафиксировать завершение войны, предусматривается, что в нем будет участвовать Россия.