"Странно наблюдать панику". В Госатомрегулировании объяснили ядерные реакции под разрушенным реактором ЧАЭС

В ГНТЦ ЯРБ утверждают, что причин для волнения нет
Фото: Державний науково-технічний центр з ядерної та радіаційної безпеки / Facebook
Все процессы на объекте "Укрытие" для защиты от радиации разрушенного блока №4 на Чернобыльской АЭС происходят в безопасном состоянии. Об этом 13 мая заявили в Государственном научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности (ГНТЦ ЯРБ) государственного предприятия "Госатомрегулирование".

"В течение нескольких последних дней в отечественных и зарубежных средствах массовой информации распространяется информация о росте плотности нейтронного потока на ЧАЭС-4. [...] Такая информация может вызвать беспокойство у рядового читателя, но надо иметь в виду, что "Укрытие" – сложный объект, в нем происходит ряд физических процессов, поэтому оценивать ситуацию следует комплексно, учитывая все имеющиеся аспекты. Прежде всего надо понимать, что все процессы под объектом "Укрытие" происходят в подкритическом, то есть безопасном состоянии", – заявили в центре.

Там подчеркнули, что "Укрытие" – потенциально опасный объект, потому что под ним находятся ядерные и радиоактивные материалы, однако он "оснащен современной системой непрерывного мониторинга, под которой находятся и гамма-излучения, и температурный режим, и плотность потока нейтронов".

"Для каждого датчика установлены пределы безопасной эксплуатации (учитывая специфику объекта, они установлены очень консервативно). И ситуация с некоторым ростом плотности потока нейтронов не является непредсказуемой и внезапной. Если принимать во внимание данные этих датчиков в комплексе с другими показателями, то учитывая темпы роста, можно говорить о том, что запас до установленных пределов очень большой, поэтому пока никаких причин для волнения нет", – заявили в Госатомрегулировании.

В ГНТЦ ЯРБ отметили, что причин для роста активности нейтронных потоков на ЧАЭС может быть несколько, в том числе "изменение формы и состава топливосодержащих масс, которые не являются однородными по содержанию и плотности".

"В Украине есть профильные исследовательские организации, которые сосредотачивают свое внимание на изучении данного вопроса, разрабатывают модели и осуществляют тщательный анализ. И результаты их расчетов достаточно четко подтверждают физические феномены, которые вызывают данную ситуацию, то есть она контролируется и не является чрезвычайной", – заявили в центре.

Там предположили, что причиной "нагнетания проблемы" могла стать попытка получить финансирование, "ведь только в 20-х числах апреля состоялось первое заседание ассамблеи созданного в ноябре 2020 года Счета международного сотрудничества для Чернобыля".

"Нам очень странно наблюдать активность и панику некоторых научных учреждений и отдельных ученых в Украине и за ее пределами по вопросу, о котором было известно давно и который не является критическим и требует решения, но в плановом порядке. В целом надо понимать, что ядерные процессы, о которых идет речь, будут продолжаться очень долго, и сложно спрогнозировать, до какого именно времени будет происходить рост плотности потока нейтронов, а когда начнется обратный процесс", – объяснили в ГНТЦ ЯРБ.

Контекст:

5 мая журнал Science написал о нарастании реакции деления в массе уранового топлива, похороненного под разрушенным реактором ЧАЭС. "Это похоже на тлеющие угли в яме для барбекю", – сказал химик-ядерщик из Университета Шеффилда Нил Хаятт.

Авария на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года стала одной из крупнейших промышленных ядерных катастроф в истории. По международной шкале ядерных событий, принятой в 1988 году, авария на ЧАЭС – одна из двух, которую оценили по максимальному, седьмому, уровню опасности. Сопоставима с ней по масштабам только катастрофа на японской АЭС "Фукусима-1" 2011 года.

Объект "Укрытие", установленный над взорвавшимся реактором ЧАЭС, имеет 257 м в ширину (более двух футбольных полей), 162 м в длину и 110 м в высоту. Конструкция защищена оболочкой из нержавеющей стали. Конструкцию держат два мостовых крана размером с самолет Boeing.