Волонтер Яровая: Меня пугает история окончания войны и возвращения людей, которые уже два года на войне. У нас была разрушена система психологической и психиатрической помощи G

Яровая считает, что в мирную жизнь воюющие украинцы вернутся с парадигмой решения вопросов военным путем
Фото: Oleg Palchyk / Zelenskiy / Official / Telegram

В Украине разрушена система психологической поддержки, которая необходима для адаптации в обществе людей после завершения войны со страной-агрессором Россией, заявила в интервью основателю интернет-издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону волонтер, член общественного антикоррупционного совета при Минобороны Украины и советница заместителя министра обороны Дмитрия Клименкова Дана Яровая.

Речь об этом зашла после вопроса Гордона о возвращении в Украину выехавших после начала полномасштабного вторжения РФ в феврале 2022 года.

"Что мы пытаемся сделать с уехавшими людьми? Как мы их будем побуждать вернуться назад? Потому что два года идет [большая] война. Каких-то правительственных программ по возвращению людей нет. И, я скажу больше, меня вообще пугает история окончания войны и возвращения людей, которые уже два года на войне. Меня пугает, что у нас была разрушена система психологической и психиатрической помощи", – сказала Яровая.

Волонтер отметила, что в свое время теперь уже бывшая министр здравоохранения Украины Ульяна Супрун не закончила решение этого звена системы.

"Меня пугает, как мы вообще будем реабилитировать этих людей, как мы их будем возвращать в социум. Потому что я наблюдала все эти истории в 2014–2016 годах, но давайте вспомним: у нас были ротации. У нас люди были три месяца на "нуле", а потом они отходили в ППД, а потом они шли снова. Вспомните, сколько раз в аэропорт заходили и выходили. Это самые сложные были ротации, потому что обстреливали. У людей происходила ротация. У нас сейчас... У меня есть люди, которые зашли, не мобилизованные, а военные... Которые заходили на позиции в октябре – ноябре 2021 года", – подчеркнула Яровая.

Она заявила, что ее знакомые "до сих пор там".

"Ну вот каким образом мы будем возвращать этих людей? Каким образом мы будем возвращать людей из-за границы? Каким образом мы будем молодежь поощрять возвращаться в Украину? И это опять же о каких-то экономических программах, это, опять же, о создании условий для того, чтобы захотелось вернуться и начинать жить, что-то восстанавливать. Отдельно идет реабилитация тех, кто вернется с войны, потому что – давайте так: если люди уже два года знают единственный метод решения вопросов, и этот метод называется "возле тебя твой товарищ, а перед тобой твой враг, а врага надо убить", так с такой же парадигмой за два года человек вернется и в мирную жизнь", – отметила Яровая.

Она перечислила действия, которые, по ее мнению, могут помочь адаптации защитников Украины уже в мирное общество.

"Первое: пересчитать людей. Да, не все придут. Не все, но там большая часть придет. Это даст возможность периодически получать справку от нарколога, психиатра. Ну, кто-то купит, а кто-то действительно дойдет. И третье – это сделайте им каждые три месяца какой-то полигон, чтобы они поехали, выбегали, отстрелялись... Да? И выброс адреналина. И тогда пусть у него стоит это оружие дома. Он же умеет им пользоваться. Какие проблемы?" – подчеркнула Яровая.

По ее словам, она по себе знает, что "адреналиновая зависимость – она все-таки существует".

"Когда ты в постоянном движении, а потом ты останавливаешься... Почему я постоянно говорю, что "люди добрые, вы поймете, что такое ПТСР тогда, когда закончится война. Вот когда стабилизируется – вот тогда вы начнете ловить эти вещи"? Но мы, старые пэтээсэрщики, – мы уже отслеживаем это. И мы знаем, к кому идти. А вы выкупайте, пока абонементы есть у психиатров. Я сейчас не шучу. Потому что первые разы ты не понимаешь, что с тобой происходит. У тебя начинает болеть абсолютно все, и с тобой не знают, что делать, врачи. Поэтому у нас будут эти проблемы. Но я не слышала ни одной программы по восстановлению психологической помощи на государственном уровне. Может, я не слышала, я не знаю. Мирного населения, детей. Детей, которые пересидели обстрелы. Ну вот как мы этих детей будем выпускать в мир? А они должны быть теми людьми взрослыми, которые будут отстраивать европейскую Украину. Каким образом мы им сейчас помогаем?" – задается вопросами волонтер.

Контекст:

Украину, по информации Министерства обороны, в июле 2023 года защищало около 1 млн человек.

По данным агентства ООН по делам беженцев по состоянию на 31 декабря 2023 года, в мире зарегистрировано 6,357 млн беженцев из Украины, из них 5,9 – в ЕС.