Ученые обнаружили древнейшие доказательства использования отравленного оружия, которым более 60 тыс. лет

Исследователи обнаружили на наконечниках стрел следы растительного яда Boophone disticha
Фото: EPA (иллюстративное)

В Южной Африке международная группа археологов и химиков обнаружила древнейшие прямые доказательства применения растительного яда на охотничьем оружии, которым примерно 60 тыс. лет. Исследование опубликовали 7 января в журнале Science Advances.

В ходе исследования каменных микролитов из скального укрытия Умхлатузана в провинции Квазулу-Наталь ученые проанализировали кварцевые микролиты – мелкие каменные пластины, которые использовались в качестве наконечников для стрел в позднем плейстоцене. С помощью метода газовой хроматографии – масс-спектрометрии (GC-MS) на пяти из 10 артефактов обнаружили следы токсичных растительных алкалоидов.

Речь идет о соединениях буфанидрин и эпибуфанизин, которые происходят из растений семейства амариллисовых. Самым вероятным источником яда ученые считают Boophone disticha – южноафриканское растение, эксудат которого исторически использовали в качестве стрельного яда. Для подтверждения результатов ученые сравнили археологические образцы с этноисторическими отравленными наконечниками стрел и современными экстрактами этого растения – химические сигнатуры полностью совпали.

Анализ расположения остатков показал, что яд, вероятно, входил в состав клейкой смеси, которой каменные микролиты крепились к древку стрелы. Следы ударов и микроцарапины подтверждают, что эти изделия использовали в качестве наконечников стрел, а не в качестве резательных инструментов.

По мнению исследователей, открытие свидетельствует о высоком уровне технологических знаний и когнитивных способностях охотников-собирателей юга Африки уже 60 тыс. лет назад. Они не только производили сложное оружие, но и хорошо понимали свойства ядовитых растений и умели целенаправленно применять их для охоты.

Исследование провела международная команда археологов и химиков под руководством профессора Свена Исаксона из Стокгольмского университета в сотрудничестве с учеными из Университета Йоханнесбурга.