Будут ли Путина судить в Гааге? К чему приведет отказ России от участия в Международном уголовном суде
Международный уголовный суд, который часто называют Гаагским по названию города в Нидерландах, где расположена его штаб-квартира, обладает юрисдикцией только над странами, ратифицировавшими Римский статут. Однако у этого правила есть исключения. "ГОРДОН" объясняет, как можно стать объектом расследования этого суда и что может случиться с президентом РФ Владимиром Путиным, если текущее расследование канцелярии прокурора МУС по ситуации в Украине завершится вынесением обвинений в адрес российского руководства.
Распоряжение президента РФ Владимира Путина об отказе России от участия в Римском статуте (договоре, регулирующем деятельность расположенного в Гааге Международного уголовного суда) появилось на второй день после публикации отчета прокурора МУС о ситуации в Украине. В отчете о ходе предварительного расследования было прямо указано на то, что события в Крыму и на Донбассе носят характер международного военного конфликта России и Украины. Стало быть, РФ признается одной из противоборствующих сторон, а ответственность за преступления против человечности, которые МУС на данном этапе рассматривает как предполагаемые, ложится в том числе на ее высшее руководство.
В отчете была дана характеристика предполагаемых преступлений. Это и притеснения крымских татар по этническому признаку; незаконные задержания, пытки и убийства; обстрелы (в том числе – целенаправленные) гражданских объектов. Только лишь по ситуации на востоке Украины собрана информация по более чем 800 эпизодам.
Расследование пока носит характер предварительного, однако канцелярия прокурора МУС Фату Бенсуды продолжит работу по изучению ситуации, сбору новых фактов и проверке уже имеющихся.
Отказ России от участия в Римском статуте не поможет высшему руководству страны и лично Владимиру Путину избежать обвинений в преступлениях против человечности, если расследование канцелярии прокурора МУС сможет это доказать. Россия не ратифицировала Римский статут, а лишь подписала его. Кстати, до сих пор этого не сделала и Украина. Формально это означает, что у МУС нет юрисдикции осуществлять правосудие по эпизодам, происходящим на территории обеих стран. Однако у этого правила есть два исключения.
Совет безопасности ООН
Во-первых, суд может начать производство по эпизодам, не подпадающим под его юрисдикцию, после специального обращения Совета Безопасности ООН. Это случалось дважды. В 2011 году МУС выдал ордер на арест ливийского лидера Муамара Каддафи, обвинив его в убийствах оппозиционных активистов во время массовых митингов. Однако Каддафи до суда не дожил и был убит восставшими.
В 2009 году суд выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира по обвинению в геноциде во время конфликта в Дарфуре. Арестовать аль-Башира и доставить его в суд не удалось, и он до сих пор является президентом Судана. Однако его перемещения по миру сильно осложнены. В 2015 году он посетил ЮАР и улетел на следующий день после того, как судья Претории запретил ему покидать пределы страны. В мае 2016 аль-Башир приехал на инаугурацию президента Уганды. Арестовывать его на этот раз не пытались, но делегации США и Канады в знак протеста покинули церемонию.
Специальное обращение руководства страны
Второй путь, по которому МУС может начать расследование о событиях, имевших место в стране, не ратифицировавшей Римский статут, – специальное обращение руководства этой страны с просьбой начать производство по конкретному вопросу. В своем отчете по ситуации в Украине прокурор ссылается на два подобных обращения от украинского правительства – от 17 апреля 2014 года по эпизодам, происходившим с 30 ноября 2013 до 22 февраля 2014 (то есть по событиям на Майдане), и от 8 сентября 2015 года по эпизодам, имевшим место после 20 февраля 2014 года без конечной даты.
Возможные последствия
В случае, если предварительное расследование будет доведено до судебного процесса, то МУС сможет объявить о подозрении и признать виновным российское руководство независимо от того, ратифицировала Россия Римский статут или нет. В этом случае Владимир Путин продолжит оставаться президентом России, однако для мирового сообщества он встанет на одну ступень с Каддафи, Милошевичем, президентом Судана аль-Баширом, а география международных визитов Путина резко сузится до нескольких самых близких союзников РФ, таких, как Беларусь или Казахстан.
Вариант физического пленения и доставки на скамью подсудимых в Гаагу возможен лишь при наличии внутри самой России сил, способных забрать власть и арестовать Путина. Так в свое время поступили сербы, выдавшие правосудию своего экс-президента Слободана Милошевича, которого также судили в Гааге в специально созданном Международном трибунале по бывшей Югославии.