Конечный Бенефициар. Хватит ли активов Коломойского для расчетов по долгам "ПриватБанка"? Список G

Игорь Коломойский: Группа "Приват" – это миф, фантом! Не существует такого юридического лица
Фото: epravda.com.ua

Почти все кредиты, выданные "ПриватБанком" до национализации, были предоставлены компаниям его же акционеров, утверждают в НБУ. В Нацбанке собираются принудительно взыскать задолженность с двух самых крупных экс-собственников банка – Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. "ГОРДОН" выяснил, какое имущество может быть изъято и хватит ли его, чтобы покрыть расходы государства на поддержание платежеспособности банка.

1 июля истек срок, до которого бывшие владельцы "ПриватБанка" бизнесмены Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов обязались реструктуризировать кредитный портфель национализированного в конце 2016 года банка. Такое заявление в понедельник, 3 июля, выпустил НБУ. В декабре прошлого года глава НБУ Валерия Гонтарева сообщила, что 97% кредитного портфеля "ПриватБанка" составляли заимствования, связанные с его же акционерами.

В структуре кредитного портфеля банка – те же сферы, в которых работают предприятия экс-акционеров: торговля нефтепродуктами, производство и торговля ферросплавами, химическая промышленность, авиаперевозки, горнолыжный курорт, футбольные клубы. Все это отражено в финансовом отчете за 2016 год, опубликованном на сайте банка.

Скриншот: privatbank.ua

В Нацбанке накануне заявили, что бывшие собственники крупнейшего коммерческого банка страны не выполнили свои обязательства, и теперь НБУ вместе с "ПриватБанком" приступят к "юридической процедуре взыскания". Банковская процедура будет схожа с "обычной процедурой взыскания в случае просрочки долгов, таким образом, речь идет в основном о принудительном взыскании", пояснили в пресс-службе регулятора и добавили, что конкретные шаги разглашать пока не могут.

Существует ли список имущества?

Сложно утверждать с уверенностью, что именно принадлежит бывшим акционерам "ПриватБанка", а что уже продано, передано на баланс банка или оформлено на других лиц. Генеральный прокурор Юрий Луценко 3 июля заявил, что его ведомство арестовало около 700 объектов недвижимости, связанных с "ПриватБанком".

Редакция собрала в открытых источника информацию о наиболее известных активах Коломойского и Боголюбова. Где это было возможно – с оценочной стоимостью и дополнительной информацией о владельцах. Часть предприятий принадлежит акционерам, которые зарегистрированы в офшорах, по некоторым нет информации об акционерах в Государственном реестре юридических лиц, так как реестр ведут и хранят специализированные компании.

"Группа "Приват" никогда не будет структурированной единицей, потому что группа "Приват" – это миф, фантом! Не существует такого юридического лица, нет юридического понятия "группа Приват". Поэтому и нет никакой возможности сделать публичным то, чего на самом деле не существует", – заявлял Коломойский в 2010 году в интервью "Украинской правде".

"Неосязаемость" активов хорошо иллюстрирует ситуация в Лондонском суде, где Коломойский в 2015 году выяснял судьбу прибыли от ферросплавного холдинга с другим украинским бизнесменом, Виктором Пинчуком.

"Сам же холдинг был создан за столиком в женевском кафе в 2006 году. Причем исходные принципы стороны писали едва ли не на салфетке", – отмечал автор статьи в ZN.UA.

Несмотря на неуловимость активов Коломойского и Боголюбова, именно за счет собственности экс-акционеров "ПриватБанка" государство рассчитывает компенсировать уже понесенные затраты на поддержание банка.

"Буковель"

Этой зимой "Буковель" работал в обычном режиме. Фото: bukovel.com

Горнолыжный курорт Коломойского в Карпатах стоит 10,02 млрд грн. Такие данные приводило в декабре 2016 года агентство "Интерфакс-Украина" со ссылкой на финансовую отчетность банка. В том же месяце глава НБУ Валерия Гонтарева рассказала, что регулятор еще летом в числе других активов заставил акционеров передать горнолыжный комплекс на баланс "ПриватБанка".

"Они на балансе, значит, они принадлежат государственному банку", – заявила она. 

"Буковель" в сезоне 2016–1017, судя по информации на сайте курорта, работал как обычно. По логике, распоряжаться имуществом комплекса и получать доход в этом сезоне уже должен был "ПриватБанк". 

Принудительно изымать то, что уже и так в собственности госбанка, а значит – принадлежит государству, нет необходимости. Чтобы покрыть гарантированные государством долги банка, нужно найти покупателя на это имущество. В государственном предприятии "Система электронных торгов арестованным имуществом" (СЕТАМ) 20 июня заявили, что базу выставят на аукцион.


ФК "Днепр"

На строительство "Днепр-Арены" потратили больше 1 млрд грн. Фото: informator.dp.ua

Стадион футбольного клуба, а также тренировочную базу тоже рассчитывают продать через СЕТАМ. 

Сколько стоит сейчас сам футбольный клуб, сказать сложно, он переживает серьезный кризис. В январе этого года СМИ со ссылкой на источники в руководстве "Днепра" сообщили, что Коломойский отказался финансировать команду, у "Днепра" есть долги перед УЕФА, бывшими и нынешними футболистами и тренерами, а также работниками клуба. В сезоне 2015/2016 он занял третье место в Премьер-лиге, но не был допущен к еврокубкам из-за долгов. В новом сезоне клуб стартует во втором дивизионе.

Если “Днепр-Арену” и тренировочную базу продадут на аукционе, клубу придется договариваться с новыми владельцами или искать другой стадион и базу.

Бывшие члены правления "ПриватБанка" заявили "Украинской правде" в декабре прошлого года, что НБУ оценил стоимость "Днепр-Арены" в ноль гривен.

"Например, одним из наших залогов являлся стадион "Днепр-Арена". В свое время на его строительство было потрачено более 1 млрд грн, а независимые оценщики оценили его текущую стоимость в 850 млн грн. Однако НБУ признал стоимость этого залога также в ноль! Почему? "А вы все равно не найдете на него сейчас покупателя!", – говорит регулятор", – сказано в заявлении, автором которого указано "экс-правление "ПриватБанка", без конкретных фамилий.

"Украинская правда" подчеркнула, что мнение Коломойского по этому поводу тогда выяснить не удалось.

"Укрнафта"

Доля группы "Приват" в "Укрнафте" составляет 43%. Фото: ukrnafta.com

Группе "Приват", в которую до национализации входил "ПриватБанк", принадлежит 40% компании "Укрнафта". Держатели акций, согласно данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины (или Stock market infrastructure development agency of Ukrainе, сокращенно – Smida) – кипрские компании. Национальной акционерной компании "Нафтогаз" принадлежит 50% + 1 акция. В Едином госреестре юридических лиц указано, что конечного бенефициара у компании нет. 

В 2015 году был принят закон о снижении планки кворума, необходимого для созыва собрания акционеров, который позволил государству взять под контроль управление компанией. 4 февраля 2016 года были внесены изменения в состав правления общества, 18 мая Коломойского и Боголюбова вывели из состава правления.

По данным Государственной фискальной службы, общая сумма задолженности ПАО "Укрнафта" перед бюджетом составляла 12,8 млрд грн – этот долг она накопила за 2015–2017 годы. В марте в ГФС заявили, что со счетов "Укрнафти" были списаны 168 млн грн в счет этой задолженности.

Оценить стоимость компании можно на основании котировок акций. На сегодня одна акция, согласно данным фондовой биржи, стоит 114,8 грн. Всего выпущено 54 228 510 акций, их общая стоимость, таким образом, составляет 6 млрд 225 млн 432 тыс. грн.

Если доля группы "Приват" составляет 43%, то стоимость ее пакета акций на сегодня можно оценить в 2 млрд 677 тыс. грн. 

"1+1"

Фото: 1plus1.ua

Один из самых крупных частных телеканалов Украины принадлежит Игорю Коломойскому с 2010 года, когда была завершена серия сделок по продаже ему всех активов канала американской медиакорпорацией Central European Media Enterprises. Перед продажей она владела 100% акций.

По данным "Телекритики", общая сумма договоров составила более $400 млн (по курсу на время закрытия сделок – 3 млрд 170 млн грн).

В конце 2016 года гендиректор "1+1 медиа" Александр Ткаченко заявил, что бенефициаром "1+1" является Коломойский, а долгов у телеканала перед "ПриватБанком" нет. В структуре собственности, которая была опубликована на сайте "1+1", у Коломойского – 52,843% акций, 17,157% принадлежит бизнесмену Игорю Суркису. Оба бизнесмена владеют своими долями опосредованно, через офшорные компании. Оставшиеся 30% акций принадлежат пяти физическим лицам, зарегистрированным на Кипре. 

Если сегодня акции Коломойского (его официально объявленую долю) продать по той же цене, что они ему обошлись семь лет назад, сумма сделки составила бы 1 млрд 675 млн грн.

"Днепроазот"

Фото: kstati.dp.ua

Завод расположен в Каменском Днепропетровской области, производит технический аммиак, карбамид, газообразный азот, жидкий хлор и другую химическую продукцию.  

Согласно котировкам на фондовой бирже, акции оценивались в 2013 году по 0,03 грн за штуку, всего выпущено 35,158 млрд акций, таким образом, общая стоимость предприятия составляла около 1,5 млрд грн. Сколько оно стоит сегодня – определить сложно, так как в январе 2017 года фондовая биржа "Универсальная" провела процедуру делистинга акций "Днепроазот", то есть исключила ее из котировок "в связи с несоответствием минимальным требованиям ценных бумаг второму уровню листинга, а именно – невозможностью определения среднего значения рыночной капитализации эмитента по результатам четвертого квартала 2016 года", сообщал портал Stockworld.

Согласно последнему протоколу о собрании акционеров (от 26 мая 2016 года) имеющими право на участие в собрании держателями акций являлись 5214 лиц. Информации о том, какой долей акций предприятия владеют Коломойский и Боголюбов, в открытых источниках нет, но на сайте Smida указан только один крупный акционер – зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания "Димси Эквитиз ЛТД" с 23% акций. Если это акции Коломойского, то его доля стоит около 345 млн грн по котировкам 2013 года.

Заводы ферросплавов

Никопольский завод ферросплавов, по сообщениям СМИ, на четверть принадлежит Коломойскому. Фото: nzf.com.ua

В 2015 году в статье  ZN.UA о судебном разбирательстве между бизнесменами Игорем Коломойским и Виктором Пинчуком утверждалось, что в созданный ими в 2006 году ферросплавный холдинг Коломойский внес свои 25,74% Никопольского завода ферросплавов, контрольный пакет Стахановского завода ферросплавов (97,96%), "свою половину участия в компаниях, контролирующих 82,43% Запорожского завода ферросплавов", два контрольных пакета Орджоникидзевского (97,2%) и Марганецкого (95,67%) горно-обогатительных комбинатов.

О стоимости этих активов можно судить косвенно. По данным автора статьи, Коломойскому принадлежали 50% холдинга, а общая его стоимость составляла $1,1 млрд (вывод об общей стоимости журналист сделал на основании одной из сделок по продаже акций). То есть доля Коломойского в ферросплавом бизнесе могла составлять около $550 млн.

Суд в Лондоне завершился мировым соглашением (иск подал Пинчук, который был недоволен, что не получал прибыли), детали стороны разглашать отказались.

Авиаперевозки

Портал "Дело" в конце 2016 года собрал в инфографику информацию о бизнесе группы "Приват" в сфере авиаперевозок.

Инфографика: delo.ua

Сумма сделки, которую в 2013 году, по сообщению "Коммерсанта", заключил Коломойский, чтобы войти в число акционеров "Международных авиалиний Украины", не разглашалась. 

Среди собственников МАУ – три связанных между собой юридических лица: два украинских и одно – офшорное.

Согласно данным Smida, чуть больше 74% акций МАУ принадлежат украинской компании "Кэпитал инвестмент проджект" (назовем ее для удобства компанией №1), а почти 16% – кипрской "Онтобет промоушинз лимитед" (пусть будет компания №2).

В Госреестре юрлиц основателем украинского акционера (компании №1) указано еще одно юрлицо, ООО "Инвестмент проджектс менеджмент" (компания №3). А основателями этого №3 указаны №1 и №2. Круг замкнулся. Выходит, что все собственники МАУ учредили друг друга.

Это несложно проверить в реестре по кодам ЕГРПОУ (№1 – 36843001, №3 – 36925890, а о №2 нет данных в реестрах Украины, так как она зарегистрирована на Кипре).

Еще одна авиакомпания, "Дніпроавіа", на 99,5% принадлежит ООО "Галтера". У "Галтеры", в свою очередь, шесть учредителей: три украинских (все в форме ООО) и три иностранных, зарегистрированных в Белизе, на Британских Виргинских островах и на Кипре. Но учредители всех трех украинских владельцев "Галтеры" тоже зарегистрированы в офшорах: два в Белизе и один на Британских Виргинских островах.

В своем последнем отчете от 28 апреля 2017 года "Дніпроавіа" указала общую стоимость активов в размере 525 млн 381 тыс. грн. Данных о котировках акций на фондовой бирже нет.

31 марта компания "Дніпроавіа" сообщала на сайте своим клиентам, что полеты выполняются по расписанию, несмотря на решение Хозяйственного суда передать в пользу государства 94,5% ее акций. Решение авиаперевозчик назвал противоправным и незаконным и обещал обжаловать в апелляционном порядке.

В декабрьском интервью глава НБУ Валерия Гонтарева говорила, что в собственность национализированного "ПриватБанка" перешли в том числе "самолеты". Но не уточняла – сколько, какие именно и их стоимость.

"Роза ветров" зарегистрирована как ООО, в собственниках – две кипрских компании и три украинских общества с ограниченной ответственностью. У всех трех "украинцев" в учредителях  – компании, которые или сами зарегистрированы на Кипре, или имеют в свою очередь единственного учредителя, также "киприота". В структуре собственников "Розы ветров", как и у МАУ, связанные компании являются взаимными учредителями.

Сколько стоит авиационная часть активов Коломойского, точно оценить сложно. В 2014 году портал Avianews писал, что бизнесмен со своими тремя компаниями контролирует около 65% украинского рынка авиаперевозок.


Итого

Это не все компании, связь с которыми СМИ и инсайдеры приписывают Коломойскому и Боголюбову. По некоторым данным, в список контролируемых ими предприятий входит до сотни юридических лиц, как в Украине, так и в офшорных зонах. По последним подсчетам Forbes, состояние Игоря Коломойского составляет $1,1 млрд, Геннадия Боголюбова – $1,4 млрд.

Редакция Forbes при оценке состояния учитывает стоимость всех принадлежащих каждому бизнесмену активов: акций, недвижимости, вложений в финансовые инструменты. Для публичных компаний считают рыночную капитализацию, о стоимости закрытых фирм судят по информации об объемах продаж, прибыли и собственного капитала. Forbes учитывает все активы, о которых можно узнать, но при этом придерживается консервативной оценки, имея ввиду, что бизнесмен владеет "не менее, чем" указанной суммой. То есть, может быть, владеет и большей.

Нехватка капитала "ПриватБанка" по состоянию на 1 декабря 2016 года составляла 148 млрд грн, заявляла Гонтарева. По нынешнему курсу НБУ это около $5,7 млрд. Если верить оценке Forbes, то даже вскладчину из личных средств миллиардеры не могут покрыть те убытки, которые им вменяет НБУ.

Все активы бывших собственников, которые может изъять в счет долгов государство, в свою очередь тоже обременены задолженностью, заявил финансист Александр Савченко, который с 2005-го по 2009 год занимал должность заместителя главы Национального банка Украины. По его оценке, государство сможет в лучшем случае компенсировать 15–20% своих убытков от национализации "ПриватБанка"

"Если государство и получит 10% от убытков, то будет хорошо. Но это урок на будущее. Надо более тщательно подходить к профессионализму государственных менеджеров, которые втянуты в банковско-финансовые операции", – считает экономист.