Мобилизация осужденных в Украине: появятся ли в ВСУ штрафбаты и отправят ли на фронт убийц и насильников? Главное о новом законе G

Рада разрешила мобилизовать осужденных
Фото: EPA (иллюстративное)

Верховная Рада 8 мая приняла законопроект №11079-1, который разрешает призывать на службу в силах обороны Украины осужденных. Документ поддержали 279 народных депутатов. "ГОРДОН" рассказывает, каких заключенных и на каких условиях могут мобилизовать, почему новый закон критикуют антикоррупционеры и может ли он помочь Вооруженным силам.

Кого позволяет и не позволяет мобилизовать новый закон?

Документ позволит по решению суда мобилизовать осужденных младше 57 лет, которые сами этого захотят и если медицинская комиссия признает их пригодными к службе. Еще одно условие: до конца срока заключения должно оставаться не больше трех лет. В противном случае заключенному отказывают в условно-досрочном освобождении.

Соавтор законопроекта, нардеп от "Европейской солидарности" Алексей Гончаренко писал после принятия документа в первом чтении, что из него исключат возможность мобилизоваться для осужденных за умышленное убийство. Об этом же заявила после принятия документа в целом нардеп от "Слуги народа" Елена Шуляк. При этом в тексте законопроекта и к первому, и ко второму чтению говорится, что УДО для службы в армии не подлежат только осужденные за убийство двух и более лиц. Изменили ли эту статью во время второго чтения, неясно, поскольку финальный текст документа пока не опубликован.

Шуляк также говорила, что не будут мобилизовать осужденных за неумышленное убийство, совершенное в состоянии наркотического опьянения или под влиянием лекарственных препаратов, осужденных за сексуальные преступления и преступления против основ национальной безопасности Украины: шпионаж, терроризм, госизмену, сепаратизм, коллаборационизм и подобное. 

"Также среди принятых правок – запрет УДО для лиц, которые отбывают наказание за тяжкие коррупционные правонарушения, а также для лиц, занимавших особо ответственное положение. Речь идет о министрах, депутатах, их заместителях и помощниках и так далее. Кроме того, запретили УДО тем заключенным, которые отбывают наказание за то, что посягали на жизнь правоохранителей", – сообщила Шуляк.

Законопроект о мобилизации осужденных поддержали 279 народных депутатов
Фото: rada.gov.ua

Где и как будут служить осужденные?

Для осужденных, желающих получить условно-досрочное освобождение для службы в ВСУ, устанавливается такая процедура:

  • осужденный подает ходатайство администрации пенитенциарного учреждения;
  • администрация организует первичный медосмотр и, если осужденный по состоянию здоровья, в том числе психического, может получить УДО, уведомляет территориальный центр комплектования;
  • ТЦК организовывает прохождение осужденным военно-врачебной комиссии, и, если комиссия признает осужденного пригодным для службы, администрация исправительного учреждения направляет в суд ходатайство об УДО;
  • если суд удовлетворит ходатайство, Нацгвардия должна доставить заключенного в центр комплектования, откуда его направят в специализированную часть для прохождения службы (эту норму предлагали изменить, чтобы это не напоминало советские штрафбаты, и разрешить служить экс-заключенным в любой части ВСУ с согласия командира, однако профильный комитет поправку отклонил).   

Что такое "специализированные части" ВСУ, в законе не уточняется. Издание "Бабель" со ссылкой на источник в Минобороны Украины писало, что положение о таких подразделениях ведомство сейчас разрабатывает с Министерством юстиции.

Кроме того, будущие военнослужащие из числа осужденных не смогут получать ежегодный отпуск (для них предусмотрен только 10-дневный отпуск по семейным обстоятельством и отпуск для лечения после ранения), а контракт с ВСУ будет действовать до конца военного положения или объявления демобилизации (или если военный будет признан непригодным к службе из-за ранения, или будет приговорен к новому сроку).

Если осужденный, получивший УДО, покинет часть или другим способом попытается уклониться от службы, он может быть приговорен к 5–10 годам лишения свободы (плюс неотбытая часть предыдущего приговора).

За что критикуют принятый закон?

Центр противодействия коррупции заявлял, что документ, принятый в первом чтении, мог бы позволить осужденным чиновникам, судьям или бизнесменам с его помощью избежать наказания: например, воспользовавшись связями и УДО, получить назначение в тыловую часть и пересидеть оставшуюся часть срока.

Заместитель исполнительного директора ЦПК Елена Щербан признает, что новая редакция документа частично снимает эти опасения.

"В новой версии законопроекта осужденные народные депутаты, например, действительно не смогут избежать наказания. Однако члены комитета решили оставить шанс для осужденных за коррупцию олигархов, судей, прокуроров и всех лиц, которые могут не быть госслужащими, но являются участниками коррупционных схем. Олигарх [Олег] Бахматюк, судья [ОАСК Павел] Вовк все еще смогут использовать закон, чтобы вроде бы "мобилизоваться", а затем избежать службы", – считает она.

По оценке Арахамии, мобилизоваться могут несколько тысяч осужденных
Фото: EPA (архив)

Кроме того, идею мобилизации осужденных критикуют из-за того, что она наследует российский опыт. Похожим образом, например, создавались подразделения ЧВК "Вагнер", "Шторм Z" или "Шторм V". Это признает и министр юстиции Украины Денис Малюська.

"Безусловно, параллели существуют. Не нужно обманывать себя, но все же речь идет о разнице в подходах. У них это была принудительная мобилизация, у них всех заставили пойти, у них никого не готовили, это было в основном просто "мясо", – сказал он в интервью "BBC News Україна".

В Украине, по словам Малюськи, осужденным предлагают "другую историю".

"Контракт – это согласие, это юридические механизмы, не просто завербовали, отпустили, потом не знают, что делать. Это оценка рисков каждого субъекта. Короче говоря, это как брать большой футбол на каком-то чемпионате под эгидой УЕФА и что-то уличное, где проигравшая недовольная команда начинает бросаться камнями. Ну, то есть аналогии есть, и то и то – футбол, но правила игры немного другие", – пояснил министр.

Поможет ли новый закон Вооруженным силам?

Сколько осужденных могут призвать, если документ будет принят, в сопроводительных документах к законопроекту не говорится. Бывший глава Государственной пенитенциарной службы Сергей Старенький в комментарии ТСН заявлял, что в заключении на конец 2023 года находилось около 65 тыс. человек, 20 тыс. из которых еще не осуждены.

"Из 40 тыс. 4–5 тыс. – это женщины, несовершеннолетние, люди преклонного возраста. Кроме того, есть большое количество осужденных, которые имеют инфекционные заболевания, передающиеся от одного человека к другому. То есть мобилизовать можно 5–10 тыс. заключенных", – говорил он.

После принятия закона глава фракции "Слуги народа" Давид Арахамия заявлял, что мобилизовать можно 15–20 тыс. осужденных. "Сколько из них подпишут контракт, мы не знаем, – это по согласию сторон. Ориентируемся, что это будет не меньше, чем несколько тысяч человек", – сказал он.

Если принять, что силы обороны нуждаются в 500 тыс. новобранцев, то мобилизация осужденных закроет лишь несколько процентов от потребностей ВСУ.