Ветеран, врач-реабилитолог Василенко: На преодоление ПТСР у меня ушло года три-четыре. Это стало основой методики помощи людям после травм G

Василенко планирует открыть центр реабилитации для пострадавших в результате войны
Фото: Юлия Большакова

Владимир Василенко – врач-реабилитолог из Запорожья, который в 2014–2015 годах стал начмедом 55-й артиллерийской бригады ВСУ. После демобилизации он занимался реабилитацией после инсульта. В начале полномасштабного вторжения Василенко возглавил больницу экстренной медицинской помощи, однако с сентября 2022-го вернулся в реабилитацию. О своем опыте, важности восстановления после травм и планах по открытию центра реабилитации людей, пострадавших в результате войны, он рассказал Юлии Большаковой из Украинского ветеранского фонда специально для издания " ГОРДОН".

Василенко родился в селе Сосновка в Кировоградской области. Окончил там школу и дальше мечтал о военной карьере, но родители были против. Так что он поступил в Запорожский медицинский университет.

"Обучение, срочная армия, продолжение обучения. В общей сложности вышло девять лет у меня для того, чтобы начать работать хирургом. Начал работать в Черниговском районе Запорожской области. Это была ургентная хирургия. Мы оперировали абсолютно все. Потому что районный центр был достаточно удален от Запорожья и от других мест. Там я работал около 10 лет", – рассказывает он.

Затем с семьей мужчина переехал в Запорожье, где работал в больнице экстренной медицинской помощи до 2011 года. Впоследствии возглавил областной центр экстренной медицинской помощи.

"Когда началась война в 2014 году, я был в отпуске. Приехал и увидел в дверях повестку. Пришел в военкомат, где меня призвали в 55-ю бригаду. Учитывая весь мой предыдущий медицинский и управленческий опыт, мне предложили должность начмеда. 2014–2015 годы – это были непростые времена, очень непростые. Тогда, если бы не помощь волонтеров, сплоченность, было бы очень трудно выстоять. Нам удалось. Мы организовали весь медицинский процесс", – рассказывает Василенко.

Особенно важна социальная реабилитация. То есть найти и показать ветеранам те пути, которыми они могут безопасно взаимодействовать с обществом. Я решил, что буду заниматься этим, помогать другим

Военный вспоминает, что именно благодаря пониманию командира медики их бригады имели хорошее обеспечение.

"Он (командир) очень заботился о подопечных, о военнослужащих всех. Отстаивал их всегда и требовал, чтобы обеспечение было на самом высоком уровне. Благодаря этой поддержке мы организовали обучение. Это была волонтерская группа, которая проводила обучение военных и гражданских по оказанию первой домедицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Поэтому фактически у нас большинство бойцов были хорошо обучены. В 2015 году прошла демобилизация, и я уволился из армии", – отмечает он.

Вернувшись с войны, мужчина до конца 2017 года занимал должность начальника областного центра медицинской статистики в Запорожье.

Возвращение из войны в гражданскую жизнь

"Я врач по специальности и довольно хорошо подготовлен был психологически, морально и физически на тот момент. Но те потери, которые были связаны с войной, – это определенно физическое здоровье. Травма спины была, позвоночника, гипертоническая болезнь, другие травмы. Я чувствовал, будто все нормально, нет ПТСР, но оно было. Я четко потом уже понял, что оно есть. Благодаря моим друзьям, семье я восстановился. Целенаправленно занимался собой. На это у меня ушло где-то года три-четыре", – говорит ветеран.

Он отмечает, что, еще работая в районе хирургом, уже имел четкое понимание, что "просто прооперировать человека – это 15–20% успеха. Главное – его поставить на ноги, – это еще 50%. И другие 30% – это вернуть его к активной социальной жизни".

"Еще тогда мы наработали определенные опыты. Фактически это в дальнейшем помогло вернуть меня самого в нормальное состояние: физическое, психоэмоциональное и социальное. Также это стало основой методики, которую я отработал для того, чтобы помогать людям таким же, как я, после травм, – военным, ветеранам, гражданским", – рассказывает Василенко.

Так что после возвращения с войны он начал заниматься собой, вести дневник наблюдения за своим состоянием и активно подбирать методы реабилитации.

Фото: Юлия Большакова

"На тот момент у меня был друг невролог, с которым я занимался. Далее я и сам прошел определенное обучение по неврологии. Также после войны мне удалось попасть на восстановление в Киевскую область. Это был не реабилитационный центр, а просто дом отдыха. Но там было большинство ветеранов, и там были красивый парк, озеро и можно было просто походить, пообщаться", – вспоминает ветеран.

Именно тогда Василенко понял, насколько это важно ветерану в реабилитации – иметь здоровые физические нагрузки, определенную физическую работу и ментально-психологическую работу.

"Особенно важна социальная реабилитация. То есть найти и показать ветеранам те пути, которыми они могут безопасно взаимодействовать с обществом. Я решил, что буду заниматься этим, помогать другим. Кстати, методика настолько доступна, проста, что я могу за пару месяцев научить человека, скажем так, быть ассистентом в каждом направлении моей методики. Плюс, имею команду единомышленников, товарищей, коллег, с которыми работаем в этом направлении, разрабатываем, доводим методики до самого высокого уровня", – отмечает мужчина.

В преддверии полномасштабного вторжения, 23 февраля, Василенко проводил тренинг по оказанию первой домедицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

"С того же 2015 года по 2024 год мы провели обучение около 5,5 тыс. человек. Это и дети, и школьники, и военные, и просто люди, которые заинтересованы были. Значит, 23 февраля мы провели обучение, и 24-го утром мне позвонил мой товарищ, секретарь Запорожского городского совета. Говорит: "Началась война, надо твоя помощь. Нужно больницу экстренной медицинской помощи возглавить, чтобы ее удержать и чтобы она работала". В тот же день я приступил к исполнению обязанностей", – вспоминает он.

Фото: Юлия Большакова

Задачей Василенко было не просто удержать больницу, но еще и научить персонал работать в условиях войны, реагировать на ранения, реагировать на большой объем поступления пострадавших.

"И хотя мне гораздо интереснее было заниматься именно реабилитацией, я понимал, что имею опыт: и военный опыт, и организации работы, и предоставления экстренной медицинской помощи. Поэтому на тот момент я нужен был именно там, в больнице. Нам удалось удержать больницу в рабочем состоянии, удалось провести эффективные обучения, тренинги, привлечение международных специалистов. Мы запустили те процессы, которые позволяют больнице принимать до 200 раненых в сутки. Такие случаи были и есть, к сожалению. Я проработал до сентября 2022 года", – рассказывает военный.

Впоследствии ситуация стабилизировалась, и руководство уже не нуждалось в дальнейшей работе Василенко. Так что он, по согласованию сторон, уволился и вернулся к реабилитации.

Ведение бизнеса в условиях войны

Ветеран говорит, что имеет серьезные намерения относительно собственного дела: "Я частный предприниматель. Я занимаюсь реабилитацией. У меня есть медицинская лицензия на реабилитацию. Я четко понимаю, сколько средств нужно, чтобы качественно предоставлять услуги. Если в современных реалиях можно получить грантовые средства на развитие бизнеса, это нужно ценить. Мы с женой начали искать такие возможности. Она мне в этом активно помогает, спасибо ей. Поддерживает меня в моих начинаниях, мы с ней очень много обсуждаем все моменты. Плюс она помогает мне с финансовой отчетностью".

Именно супруга Василенко Наталья нашла возможность получить финансовую поддержку от Украинского ветеранского фонда. Они подались на конкурсную программу "#Варто: Золоті руки" и стали одними из победителей.

"Мы тщательно проанализировали рынок автомобилей. Цель была – приобрести автомобиль для перевозки маломобильных граждан в [реабилитационный] Центр восстановления свобод. Сейчас у меня есть частный кабинет как предпринимателя, где я занимаюсь реабилитацией. Плюс мы завершили ремонт, есть площадь, чтобы проводить групповые занятия. Почему групповые занятия? Потому что в групповых занятиях люди легче восстанавливаются, они друг друга поддерживают. Проходит этап социализации, а это очень важно", – рассказывает мужчина.

Для меня победой будут не только салюты и слезы. Это только начало. Победа – это сохранение нации, крепкая самоидентификация украинцев, это мощное слово страны на международном уровне

Так что на первом этапе он получил автомобиль – минивэн на восемь посадочных мест вместе с водителем.

"Это очень классно, что это новый автомобиль, что он современный, он безопасный. Со следующим траншем мы его оборудуем специализированным подъемником. В феврале мы откроем центр. Немного еще оборудования приобрету, часть заберу из своего кабинета. Уже почти собрал команду, обучаю специалистов. Теперь мы беспрепятственно и удобно для пациентов сможем транспортировать их в центр. Работаем!" – говорит Василенко.

Фото: Юлия Большакова

По мнению ветерана, победа – это сохранение нации, крепкая самоидентификация украинцев

"Для меня победой будут не только салюты и слезы. Это только начало. Победа – это сохранение нации, крепкая самоидентификация украинцев, это мощное слово страны на международном уровне. Мы сильны, мы сообразительны, мы ценны. Я хочу, чтобы эта ценность наша росла с каждым днем. И я для этого готов работать 24/7. Я умею работать. Для маленького начала, если лично, то победа – это запуск реабилитационно-восстановительного центра. В дальнейшем я вижу и учебные центры для тренеров, специалистов в каждом уголке Украины. В результате простых методик, доступных, простых навыков можно делать магические вещи!" – говорит ветеран.