Зачем Украине легализация медицинской марихуаны и кому она нужна больше всего?
26 октября в Киеве состоялась акция за правовое урегулирование оборота марихуаны для медицинских и научных целей – "Конопляный марш свободы". Его участники требовали принятия закона, который бы позволял украинцам легально получать лекарственные препараты на основе конопли, а ученым – заниматься исследованиями в этой отрасли. Издание "ГОРДОН" разбиралось, кому на самом деле нужна легализация медицинской марихуаны и когда украинцы могут на нее рассчитывать.
13 июня 2018 года полиция Николаевской области отчиталась об очередной успешно проведенной антинаркотической операции. У местного жителя Виталия Р., который выращивал марихуану на собственном дворе, изъяли более 300 кустов растения. По словам правоохранителей, мужчина оправдывался тем, что выращивал коноплю для собственных нужд и утоления боли в суставах. Однако, по мнению полицейских, он совершил преступление, за которое можно получить до семи лет тюрьмы.
Немного позднее общественный активист, один из организаторов "Конопляного марша" Тарас Ратушный, сообщил о новых деталях этого дела. Обвиняемым оказался мужчина с тяжелой формой энцефалопатии, инвалид первой группы. Марихуана помогала ему справляться с болевыми симптомами. По словам Ратушного, в своем дворе он посадил восемь кустов для личных целей, а остальные три сотни растений полицейские собрали из числа дикорастущих на участке кустов, которые на самом деле не имеют психоактивного эффекта.
На данный момент слушания по делу этого жителя Николаевской области продолжаются в суде города Вознесенска. Ратушный и другие активисты помогают ему финансово, взяв на себя расходы на адвоката и транспортировку человека с инвалидностью в суд на каждое заседание.
По подсчетам Украинской ассоциации медицинского каннабиса, в Украине потенциально может оказаться около 2 млн человек, которым, как и Виталию из Николаевской области, нужен доступ к медицинскому каннабису. Эту цифру глава ассоциации Геннадий Шабас озвучил в комментарии "Радіо Свобода".
Медицинские исследования ученых по всему миру показывают эффективность препаратов на основе марихуаны при целом спектре заболеваний. В 2015 году Национальный центр рака США официально признал эффективность каннабиса в борьбе с раком. В 2016 году исследовательская группа из Института Солка в Калифорнии доказала пользу тетрагидроканнабинола (основного действующего компонента марихуаны) в борьбе с болезнью Альцгеймера. В 2018 году в США была выдана первая лицензия на препарат на основе марихуаны, который помогает при эпилепсии. Израильские ученые из Института Бен-Гуриона в феврале 2019 года опубликовали работу, в которой описали опыт лечения марихуаной расстройств аутистического спектра.
Список болезней, от которых помогает медицинский каннабис, постоянно расширяется благодаря новым научным исследованиям. Однако для украинских ученых возможность исследовать каннабис пока что закрыта. Дело в том, что согласно действующей в Украине таблице наркотических веществ, утвержденной правительством, каннабис находится в самой опасной группе наркотиков, которые полностью запрещены. В этом же списке фигурируют, к примеру, героин или дезоморфин, синтетический опиоид, именуемый также "крокодилом". В то же время такие вещества, как морфин, кодеин или даже кокаин, относятся, согласно украинскому законодательству, ко второй, менее опасной, группе препаратов, оборот которых ограничен, но не запрещен полностью.
В 2017 году группа украинских ученых, среди которых были академик Национальной академии наук Олег Кришталь и доктор биологических наук Виктор Досенко, обратилась с открытым письмом к Кабмину с просьбой принять меры для того, чтобы украинские ученые получили возможность исследовать свойства марихуаны. Однако изменения в постановление внесены не были. По словам бывшей и.о. министра здравоохранения Уляны Супрун, попытки Кабмина перенести каннабис из списка особо опасных веществ в категорию препаратов с ограниченным оборотом были заблокированы главой МВД Арсеном Аваковым.
Таблицы Кабмина могут определить лишь статус вещества как полностью запрещенного или разрешенного с ограничениями. Для полноценного упорядочивания использования каннабиса в Украине для лечения и научных исследований необходим закон, который будет поддержан Верховной Радой. В начале 2019 года на сайте Верховной Рады была опубликована петиция с призывом к депутатам разработать и принять законопроект о медицинском каннабисе. Собрав 25 тыс. подписей, петиция была рассмотрена в профильных комитетах Рады VIII созыва, а в конце мая группа депутатов из разных фракций подготовила законопроект №10313 о легализации медицинского каннабиса. Он был включен в повестку дня, однако тогдашний спикер Андрей Парубий так и не поставил законопроект на голосование до внеочередных парламентских выборов в июле.
В новом составе Рады разговоры о принятии закона о медицинской марихуане ведутся, однако конкретного законопроекта пока не было зарегистрировано. Легализацию медицинского каннабиса поддерживает глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Михаил Радуцкий. Однако парламентарий отмечает, что процесс принятия соответствующего закона вряд ли будет быстрым.
"Считаем, что медицинский канабис должен стать доступным в стране, но мы не хотим спешить с этим вопросом... Не обещаем это сделать в турборежиме. Мы будем очень тщательно изучать [вопрос], чтобы, не дай бог, не сделать ошибок. Не ждите от нас быстрого решения, но решение будет, и эта инициатива точно не является плохой для страны", – цитирует Радуцкого "Интерфакс-Украина".
Главу профильного комитета поддерживает и лидер парламентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия. "Мы говорим о медицинском применении с очень высоким контролем государства. Это надо сделать, потому что 2 млн человек в Украине каждый день ощущают боль", – сказал Арахамия на совместном брифинге с Радуцким.
О своей готовности поддержать инициативу о легализации медицинского каннабиса заявили и в Министерстве по делам ветеранов. Каннабис эффективен как антидепрессант при посттравматических расстройствах у бывших участников боевых действий и уже используется в ряде стран для психологической реабилитации ветеранов.
"Этот опыт для Украины новый и, возможно, в чем-то неожиданный. Но он является действенным и эффективным. Министерство по делам ветеранов готово к внедрению этого опыта, готово исследовать влияние медицинского каннабиса на посттравматическое стрессовое расстройство в формате наших лечебно-диагностических центров", – заявил заместитель министра Антон Колумбет во время брифинга в Раде.
Изменения в законодательстве относительно оборота марихуаны в стране поддерживает и министр здравоохранения Зоряна Скалецкая. "Мы должны просто отработать этот момент более подробно, с максимальным обоснованием вопроса медицинского применения. Я думаю, мы позицию обоснуем, и у нас может быть конструктивный разговор", – заявила Скалецкая 4 сентября. Говоря о "конструктивном разговоре" Скалецкая имела в виду министра внутренних дел Авакова, который пока что является единственным членом правительства, который открыто выступает против легализации медицинского каннабиса.
Однако даже он не исключает возможности создания правового поля для оборота марихуаны в стране. "По вопросу медицинского использования марихуаны. У нас на эту тему нет ни законодательного обеспечения, ни процедуры, ни философии. Прошлое правительство обсуждало это "с голоса", без единого документа. Я проголосовал против, так как непонятно, что предлагается. Если этот вопрос вновь будет поднят Министерством здравоохранения, я буду отказывать мотивированно до тех пор, пока мы не выработаем единый конструктивный подход", – заявил Аваков 17 октября. По его мнению, этот вопрос должен обсуждаться с участием медиков, МВД и почему-то религиозных организаций.
Пока Скалецкая ищет аргументы для конструктивного диалога с Аваковым, а депутаты занимаются тщательным изучением вопроса, некоторым пациентам необходимы эффективные лекарства, которых в Украине нет. Ольга Ткаченко – общественная активистка, которая занимается вопросами медицинского каннабиса. Продвигать эту идею Ольгу вынудила личная история. Ее дочь, семилетняя Даша, страдает редкой формой эпилепсии, синдромом Леннокса – Гасто.
"За этим диагнозом кроются мои бессонные ночи и наша постоянная борьба с приступами, особенно по ночам. Моя дочь постоянно просыпается от боли и страха. Ей так больно, что она кричит. Судорогами ей сводит руки и ноги – поверьте мне, это жуткое зрелище, особенно когда она перестает кричать, а просто молча бьется в судорогах", – написала Ткаченко в своей колонке для "Украинской правды".
Однажды Ткаченко нашла в интернете историю американской девочки Шарлотты с таким же диагнозом, как и у ее дочери. От судорожных припадков Шарлотте помогло конопляное масло. С тех пор Ткаченко борется за то, чтобы такое лечение было доступно и в Украине для Даши.
"Те, кто хотят, пусть потерпят", – заявил Владимир Зеленский в ответ на вопрос о легализации медицинской марихуаны во время своего недавнего пресс-марафона. Как долго осталось терпеть Даше и остальным украинским пациентам, которым может помочь каннабис, президент не уточнил.