Заявитель Нагорного, российский бизнесмен Душутин: Нагорный убеждал, что Путин сделает на него ставку как на будущего президента Украины
Предприниматель из РФ Алексей Душутин, по чьему заявлению о вымогательстве задержали в Киеве украинского бизнесмена Тимофея Нагорного, рассказал в интервью "ГОРДОН", как начал сотрудничать с СБУ, как сбежал из России из-под домашнего ареста после почти шести лет в Бутырском изоляторе, как рейдеры захватили его бизнес общей стоимостью $500 млн и почему "полтора миллиона бизнесменов уже покинули Россию, а 200 тысяч в тюрьмах гниют".
В конце октября 2018 года Апелляционный суд Киева отменил постановление Печерского суда об аресте с правом внесения залога и отправил за решетку Тимофея Нагорного – украинского бизнесмена и бывшего мужа абсолютной олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Лилии Подкопаевой. СБУ подозревает Нагорного в госизмене и мошенничестве в особо крупных размерах. Основанием для возбуждения уголовного дела стало заявление российского бизнесмена, у которого Нагорный в Киеве якобы вымогал миллион евро за помощь в закрытии уголовных дел в России.
На брифинге в день судебного заседания СБУ показала оперативную видеосъемку, на которой человек, похожий на Нагорного, рассказывал собеседнику, как в 2014-м ездил в Москву, где его арестовали, поместили на несколько дней в тюрьму и завербовали сотрудники ФСБ России для продвижения интересов Кремля в Украине. Этим собеседником и заявителем Нагорного оказался Алексей Душутин – российский предприниматель, бывший генеральный директор открытого акционерного общества "Военно-строительное управление Москвы". Душутин отсидел в России почти шесть лет по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах, а как только его выпустили под домашний арест – сбежал в Украину, сейчас живет в Канаде.
В интервью изданию "ГОРДОН" Душутин рассказал, как передавал под скрытую видеокамеру СБУ Нагорному и еще двум российским адвокатам €2,5 млн, кто из высокопоставленных кремлевских чиновников отобрал у него бизнес в РФ, сколько стоит в Москве закрытие уголовного дела, кто из российских бизнесменов погиб при странных обстоятельствах и что должно произойти, чтобы Владимир Путин перестал быть президентом.
Уехал в Украину – начали преследовать там, уехал в Эстонию, потом в Канаду, но и туда приехали ФСБшники вымогать деньги
– Почему вы решились дать интервью украинскому изданию?
– Семь лет в России мне не давали говорить правду, навешивали ярлыки, называли чиновником минобороны РФ, мошенником, психом. Продержали шесть лет в камере, где забили Магнитского, отняли все и выгнали из страны. Отняли жизнь и здоровье у меня и моих родителей. Отняли доброе имя, имущество, дело моей жизни – все! Перед вами просто живой труп.
Я уехал в Украину – начали преследовать там, уехал в Эстонию, потом в Канаду, но и туда приехали ФСБшники вымогать деньги. Когда снова выманили в Киев, началось дикое паломничество и вымогательство, прежде всего от моих адвокатов, которые говорили: "Заплати, а то тебя привезут в Россию в мешке".
– Мы обязательно перейдем к теме тюрьмы и вымогательства. Пока проясните вопрос: когда и как вы познакомились с украинским бизнесменом Тимофеем Нагорным?
– 17 июля 2017 года меня выпустили из российского СИЗО под домашний арест, я приехал в Киев к своему другу, жена которого знакома с Нагорным и его окружением. В Канаде, где у меня бизнес, должен был пройти чемпионат мира по спортивной гимнастике. Друзья сказали, что бывшая жена Нагорного – олимпийская чемпионка в этом виде спорта.
– Почему сразу после выхода из тюрьмы вы вдруг заинтересовались гимнастикой?
– Я не вдруг заинтересовался, я за это в свое время паспорт канадский получил. У меня в Канаде клуб по художественной гимнастике. Впервые за всю историю страны девушка именно из этого клуба была направлена на олимпиаду, прошла отбор. Предприятие работало 10 лет, это единственное, что у меня не отняли.
Первый раз я встретился с Нагорным в Киеве летом 2017-го. Поехали в Конча-Заспу на какую-то спортивную базу, он рассказывал, что хочет на чужой государственной земле построить дворец, говорил еще какие-то абсурдные вещи. Я сказал, что это идиотизм. Он предложил создать в Украине клуб по художественной и спортивной гимнастике.
– И когда в вашем общении с Нагорным появилась СБУ?
– Когда мы с Нагорным говорили о спорте, он сказал: "Знаю твою историю, знаю про тебя все, тебе позвонят – сам все поймешь". Действительно, позвонил незнакомый на мой мобильный: "Алексей, ни в коем случае не вздумай контачить с украинскими спецслужбами". Я говорю: "Кто вы, откуда мой номер взяли?", отвечает: "Мы правоохранительные органы России". Это те, кто меня шесть лет в тюрьме держали, отобрал бизнес, а теперь пугает меня украинскими спецслужбами.
– Ничего не поняла из вашего ответа.
– Ваш Нагорный – прямой агент России в Украине.
– Перед арестом Нагорный дал интервью интернет-изданию "Страна", где рассказал: вообще ничего о вас не знал, вы сами стали инициатором знакомства, чтобы его "затянуть в переговоры и вытаскивать информацию, а потом подставить".
– Знал он все. Более того, прямо мне говорил, что вышел на моих врагов и если не буду действовать так, как надо – из Украины уеду не в Канаду, а в Россию.
– А зачем ему вам угрожать?
– В интервью, которое вы упомянули, Нагорный утверждает, что не был завербован в России, что это бред. Хотя мне на скрытую камеру в частной обстановке говорил: "Я был завербован на марше в Москве…" Так кому он врал: вам, журналистам, или мне, с которым вел переговоры? Мне он говорил правду, потому что называл фамилии, приводил факты и аргументы, озвучивал цифры. По сути, убедил, что ему надо верить, у него есть все контакты в Москве.
– К слову, Нагорный упомянул, что вы поменяли фамилию и вместо Душутина стали Дашутиным.
– Я всегда был только Душутиным. Это ваши журналисты зачем-то ее переиначили. Очень простая фамилия, от слова "душа". Мне моя фамилия досталась от деда, и я ею горжусь.
Сколько в России стоит закрыть уголовное дело? От $100 тыс. до миллиона
– Так когда в вашем общении с Нагорным появилась СБУ?
– Я сам обратился в СБУ, потому что в сентябре 2018-го опять прилетел в Киев на встречу со своими так называемыми адвокатами, которые меня шантажировали и вымогали деньги. Они говорили: если не прилетишь на встречу, тебя из Канады силком в Россию доставят, вон Тверской суд уже инициировал объявление тебя в международный розыск. Еще говорили: не заплатишь Московскому управлению ФСБ – будет вот так, не заплатишь Службе внешней разведки – будет эдак. Владимир Филимонов и Георгий Левчук…
– …это те российские адвокаты, на встречу с которыми вы прилетели в Киев в сентябре 2018-го?
– Это кидалы, а не адвокаты! В тюрьме ФСБшники подсадили ко мне в камеру "наседку" – стукача, который докладывал начальству, что я говорю, делаю, ем, чувствую – все! Когда этот ублюдок вышел под домашний арест, связался с моей 80-летней мамой: так и так, я сокамерник вашего сына, к вам сейчас придет офицер ФСБ и поможет.
Пришел офицер ФСБ, Геннадий Лихачев, сказал моей маме: "Дадите $150 тыс. – ваш сын выйдет на свободу. Вот вам адвокат Филимонов, он все юридически оформит, его заявление примут, потому что это наш адвокат". Я об этом не знал, это зимой 2016-го было, я еще в тюрьме сидел.
Этот адвокат работал в банке, расположенном прямо в здании ФСБ на Лубянке. Банк занимался выводом денег из России. Потом появился второй адвокат, Левчук, который сказал моей маме: "Нужно дать 5 млн рублей (на тот момент это $150 тыс.) и тогда напишут справку, что ваш сын перенес инсульт". И мама опять поверила, дала деньги, я снова не знал. В общем, эти два адвоката вошли в мое дело через ФСБшников.
Тот же адвокат Филимонов напрямую меня шантажировал: просил сначала $400 тыс., а потом $600 тыс. для Московского управления ФСБ. Потом говорил, что нужно дать денег начальнице главного следственного управления Москвы Агафьевой и замминстру МВД Романову, и тогда сфабрикованные дела на моих родителей закроют, а меня самого не подадут в международный розыск. Под конец Филимонов требовал с меня уже миллион евро.
– Вы взрослый человек, опытный бизнесмен, и вдруг так просто впускаете в свое дело двух непроверенных адвокатов?
– Во-первых, ко мне приходили не два, а 50 адвокатов! И все с одной целью: дай денег и тебя выпустят. Мол, все знают, что ты невиновен, писать что-либо бесполезно, у нас связи в ФСБ, разведке, прокуратуре, полиции… В общем, плати и проблемы кончатся. Все 50 адвокатов так говорили!
– Сколько в России стоит закрыть уголовное дело?
– От $100 тыс. до миллиона. Переслушайте речь Нагорного. Он сначала обещал, что за миллион евро меня в России не подадут в международный розыск. Позже сказал, что миллион пойдет только на то, чтобы на три дня перенесли суд, потом просил $200 тыс. на шлюх и кокаин ему и сыну Пшонки (Артем Пшонка, бывший нардеп от Партии регионов, сын экс-генпрокурора Украины времен президентсва Януковича Виктора Пшонки. Объявлен в розыск, вместе с отцом скрывается в России. – "ГОРДОН").
Всего адвокаты вытянули у моей мамы больше $4 млн, но именно эти два – Филимонов и Левчук – оказались наиболее наглыми и сами прилетели в Киев за деньгами. Они изначально сочетали метод угроз и "мы все знаем, мы поможем, ни к кому больше не обращайся". Я родителей вывез из России, потому что эти адвокаты сказали: если обратишься в правоохранительные органы других стран, твоих родителей арестуют, на них уже заведены уголовные дела.
– Но почему эти два адвоката хотели встретиться с вами именно в Киеве?
– Я предлагал им приехать в Канаду, они сказали, что у них нет виз, а выезжать надо немедленно. Тогда я сам предложил Киев.
– Меня пугает, что два, как вы утверждаете, ФСБшных адвоката не побоялись приехать в Киев…
– Вы многого не знаете.
– Но как они границу пересекли?
– Понятия не имею.
Меня Нагорный убеждал, что Путин сделает на него ставку как на будущего президента Украины
– Все равно не понимаю, как в вашей истории появился Нагорный. Судя по записям СБУ, он предлагал свое посредничество за закрытие уголовных дел против вас в России. Но вы зачем об этом с ним говорили, если у вас был прямой выход на Москву?
– Во-первых, я прилетел в Киев на встречу с адвокатами Филимоновым и Левчуком. Во-вторых, свои услуги Нагорный предложил сам. В-третьих, я всего лишь хотел послушать, что он предлагает. Я не мог выйти через Москву, у меня там никого не осталось, кроме мошенников, разграбивших мой бизнес.
Нагорный со мной встретился, сказал, что он серьезный бизнесмен, у него партия, перечислил общих знакомых. И когда слышу, будто я или СБУ подставили Нагорного… Извините, ни мне, ни СБУ – да никому другому в голову не могло прийти, что Нагорный наговорит на встрече на скрытую камеру!
– Мне тоже в голову не приходит, кому в Москве показалось, что Нагорный имеет хоть какое-то влияние в Украине и что на него можно делать ставку.
– Меня Нагорный убеждал, что если поддержу его финансово – он проведет в Киеве большую студенческую акцию и тогда Путин это увидит и сделает на него ставку как на будущего президента Украины. Нагорный говорил: мол, меня в Москве знают, я туда регулярно езжу с 2014-го, могу паспорт с отметками о пересечении границы показать, могу сказать, кто мой куратор в ФСБ, я глубоко в теме. Это все есть на видео.
– Что вам ответили в СБУ, когда вы туда обратились с информацией, что у вас, гражданина РФ, на территории Украины вымогают деньги другие граждане РФ?
– Сказали: "Пиши заявление, если они упомянут российские спецслужбы – будет состав преступления, иначе иди в полицию". Операция длилась несколько дней. Все мои переговоры и с адвокатами-вымогателями, и с Нагорным фиксировались на камеру, суммы тоже.
– Куда именно вам прикрепили камеру, когда пошли на встречу?
– В СБУ просили не говорить, камера была на мне.
– А в Киев вы летели с уже заготовленным чемоданчиком с миллионом евро, чтобы передать посредникам за закрытие дела?
– Нет, попросил взаймы у СБУ. Адвокату Филимонову я выдал миллион евро, Нагорному – тоже миллион, а адвокату Левчуку – €500 тыс. То есть всего под скрытую видеокамеру передал €2,5 млн.
– Но чуть выше вы сказали, что адвокат Филимонов требовал с вас сначала $400 тыс., потом $600 тыс., а сейчас говорите, что передали ему миллион евро. Что-то цифры не сходятся.
– Вот именно! $400 тыс., за которыми прилетел Филимонов, путем угроз, шантажа и вымогательства превратились у него в миллион евро. В вашем СБУ, думаю, не успевали печатать купюры.
– Думала, вы свои деньги под камеру передавали.
– Я ж не идиот. Это мою маму так в России дурачили, пока я в тюрьме сидел. Когда мама написала заявление на ФСБшника Лихачева и его адвоката Филимонова, что они деньги вымогают, так называемые правоохранители ей говорили: нам для "куклы" нужны 10 тысяч настоящих долларов, дайте, мы вернем. Взяли у нее эти деньги и кинули.
– А миллион евро наличными вы на встречу в спортивных сумках принесли?
– Зачем? Миллион – это два небольших брикета по килограмму, в каждом – по €500 тыс. купюрами номиналом по 500 евро.
Люди бегут от "русского мира" не только в Донецке, Луганске или Крыму, но и в самой России
– В начале интервью вы сказали, что как только вас выпустили под домашний арест, вы уехали в Киев. А российскую границу как пересекли?
– У меня на руках был истекший канадский паспорт, российский и загранпаспорт. Приехал в Теплый Стан – это район в Москве, откуда автобусы на Минск едут. Приехал, в чем был в СИЗО: в майке, тренировках, небритый. Подошел к водителю автобуса и только отрыл рот: "Скажите, пожалуйста…" как водитель сразу: "На три ваших вопроса ответ сразу "нет".
– Что он имел в виду?
– Что я не первый и не последний, кто так покидает Россию. Водитель сразу понял, кто и с чем к нему пришел, потому произнес три раза "нет": нет, документы на границе проверять не будут; нет, здесь паспорт показывать не нужно; нет, я никому вас не сдам. То есть он системно вывозит через Беларусь людей, бегущих из России. Люди бегут от "русского мира" не только в Донецке, Луганске или Крыму, но и в самой России.
– Почему из Беларуси вы поехали в Украину, а не в Канаду, как планировали?
– Мне нужен был канадский паспорт. Ближайшее посольство Канады, которое способно было его выдать, в Киеве. В Беларуси нет посольства Канады. В 2017-м я пробыл у вас неделю, мне дали временный паспорт, я улетел в Канаду и там сделал постоянный. Паспорт выдается на пять лет, мой за шесть лет пребывания в тюрьме истек.
– И вы не побоялись ехать в Украину – страну, где пятый год идет война?
– С кем война?
– С Россией, вообще-то.
– А у меня, по-вашему, с кем война?! Бывают ситуации, когда человек – например, ваш Нагорный – предает свою страну. А бывает, когда своя страна предает своих граждан, и таких ситуаций в РФ большинство. Да и чего мне бояться? Думаете, я верю в сказки кремлевской пропаганды, что в Киеве "бандеровцы-фашисты"? Знаете, какое объявление для заключенных висит внутри "Бутырки" (Бутырский следственный изолятор в Москве. – "ГОРДОН")? "Выдача трупов по четвергам".
– Что это значит?
– Если ты решил вскрыть себе вены в камере в пятницу и тем самым лишить выходного сотрудника СИЗО, твое тело будет разлагаться до четверга. Вы понимаете, что это за система? Там каждую неделю выносят трупы! Я в этом почти шесть лет жил! Чем после этого вы хотите меня напугать?
– Сколько в общей сложности вы провели за решеткой?
– Меня задержали 15 февраля 2012 года, выпустили под домашний арест 17 июля 2017-го. То есть провел в СИЗО и колонии пять с половиной лет. За это время отняли все мое имущество.
– Кстати, а почему вас в принципе выпустили под домашний арест?
– Потому что председателю Мосгорсуда Егоровой рейдеры не занесли деньги за продление моего ареста.
– А сколько до этого "заносили"?
– Одно продление меры пресечения в суде стоит $200 тыс.
– Это стандартная такса или ваш случай – особый?
– Думаю, и то и другое. Они вообще не имели права держать меня под следствием больше года. Но судье заносили деньги и они работали по схеме: продление содержания под стражей – апелляция – перенос заседания, продление – апелляция – перенос… И так 68 раз.
В России бесконечный конвейер по отжиманию и рейдерству всего. Несогласных генералов и директоров предприятий бросают в тюрьмы или мертвыми находят
– Размер вашего состояния на момент задержания?
– До ареста у меня около $500 миллионов активов было.
– А сейчас?
– Ноль, абсолютный ноль.
– По вашим словам, 50 адвокатов, которые хотели войти в ваше дело, тут же вымогали деньги за решение вопроса. Вы знакомитесь с Нагорным и он тоже, судя по оперативным записям, просит у вас деньги за решение проблем. Почему у людей вокруг возникает ощущение, что вас можно, простите, развести на бабки?
– Почему только меня? На своем примере я хотел показать всей международной общественности, что в России так поступают с любым бизнесменом. А что, с Женей Чичваркиным, который перебрался в Лондон, в свое время не так поступили, отняв у него компанию "Евросеть"? А с Анатолием Мотылевым, который сейчас тоже в Лондоне? Мотылев был крупным финансистом, владел восемью банками – его разорили и вынудили бежать из страны!
Вы историю Андрея Чернякова знаете? Он был крупнейшим московским строителем тоннелей, возглавлял научно-производственное объединение "Космос", а сейчас умирает в варшавском СИЗО! Его из Лондона Служба внешней разведки РФ похитила, привезла в Варшаву с фальшивым румынским паспортом, там его арестовали, а теперь выдадут России живого или мертвого.
Вы в курсе, что из России уже 1,5 млн человек выехало? Исход из страны больше, чем в 1917-м из всей Российской империи!
– Когда именно начался исход, после "Крымнаш"?
– Раньше, с 2012-го, когда Путин третий раз стал президентом, а Сердюков пятый год сидел в своем кресле.