$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather -2 Киев
languages
Александр Авдеев
АЛЕКСАНДР АВДЕЕВ

Начальник управления государственного архитектурно-строительного контроля Одесского горсовета

 
Все материалы автора
Все материалы автора

Реформа госархконтроля как новый символ бесконечности, или Немного о законопроекте №3336 G

Десятки нововведений законопроекта о градостроительной деятельности не упрощают, а усложняют и утяжеляют систему госархконтроля, пишет в своем блоге и.о. начальника управления государственного архитектурно-строительного контроля Одесского горсовета Александр Авдеев.

В предыдущих блогах я писал, что ликвидация Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) на неопределенное время ввергнет в хаос строительную отрасль Украины. Теперь прогноз о том, сколько времени данная ситуация продлится, можно уточнить. Судя по законопроекту №3336 от 14 апреля, идеологи "реформы" системы госархоконтроля хотят сохранить анархию навсегда.

Во всяком случае, такой вывод можно сделать из тех изменений, которые данным документом предлагается внести в закон "О регулировании градостроительной деятельности".

"Апрельские тезисы"

Для начала нужно оговориться: законопроектом №3336, конечно же, предлагается внести изменения не в один, а в целый ряд законов. Помимо уже названного авторы хотят изменить законы "Об основах градостроительства", "Об административных услугах", "Об архитектурной деятельности", "О лицензировании видов хозяйственной деятельности", КУАП.

Формальной целью столь глобальных преобразований в пояснительной записке к документу называется разрушение монопольного положения ГАСИ в предоставлении административных услуг в сфере строительства и в соответствующих полномочиях по надзору и контролю. Этому будет содействовать якобы адаптация украинской системы госархконтроля к европейской практике.

Но фактически данный проект – это попытка законодательно обосновать постановления Кабмина №218 и №219, принятые в середине марта, и предложения по реформированию системы ГАСК, которые были озвучены тогда же. Попытка, как и сама ликвидация ГАСИ – явно поспешная, о чем свидетельствуют сложные и громоздкие формулировки новых норм, едва уместившиеся на сотне страниц сравнительных таблиц законопроекта. И конечно, все это не имеет ничего общего с настоящей европейской практикой.

Среди наиболее резонансных предложений законопроекта, на которое обратили внимание большинство экспертов, – расширение перечня субъектов, уполномоченных на регистрацию и выдачу документов, предоставляющих право на выполнение подготовительных и строительных работ, а также принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов частными организациями. 

Простыми словами, если законопроект будет принят, в Украине появятся частные ГАСКи. По мнению разработчиков, это позволит повысить качество контрольных мероприятий и снизит уровень коррупции. Хотя понятно, что на практике у строительных фирм просто появятся новые подразделения в виде собственных ГАСКов и смысл в государственном архитектурно-строительном контроле вообще исчезнет. 

Впрочем, данная новелла, скорее всего, интегрирована в документ намеренно. Ведь абсолютно понятно, что частные ГАСКи имеют такое же отношение к повышению качества контроля в строительной сфере, как и конфискация земли помещиков из Апрельских тезисов большевиков к развитию сельского хозяйства. Зато дискутировать на эту тему можно очень долго. Сначала в комитетах Верховной Рады, затем в зале заседаний во время первого и второго чтений…

И эта норма не единственная спорная. Вопросы вызывают десятки нововведений законопроекта, которые не упрощают, а намного усложняют и утяжеляют систему госархконтроля. 

В комплексе они делают прохождение законопроекта в Верховной Раде практически невыполнимой задачей. А его принятие возможно либо чудом, либо благодаря очень сильной политической воле. Однако ни того, ни другого все равно будет недостаточно, чтобы закон заработал на практике в обозримом будущем. Достаточно посмотреть на несколько пунктов, которые касаются внесения изменений в закон "О регулировании градостроительной деятельности".

Нет ничего более постоянного чем временное

Как мы помним, ликвидируя ГАСИ, Кабмин обещал, что переходный период продлится недолго. Если судить по сайту bezdabi.gov.ua – до конца мая. А уже с июня украинцам представят Государственную инспекцию градостроительства, объектно-ориентированный реестр строительной деятельности…

К сожалению, без законодательной основы ничего или почти ничего из этого (как и предупреждали специалисты) работать не может. Эту самую основу, как мы теперь понимаем, должен создать законопроект №3336 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно градостроительной и архитектурной деятельности". Но проблема в том, что принятие закона создаст еще больше проблем.

Например, это повлечет за собой одно важное последствие – местным властям необходимо будет заново создавать органы, которые будут выполнять соответствующие функции госархконтроля. 

На создание этих органов у местных советов по всей стране уйдет от нескольких месяцев до года, ведь для этого нужно подготовить комплекс документации и провести ее через сессию, и даже не одну. Не говоря уже о том, что сформировать новые органы смогут не везде: достаточного количества специалистов в стране просто нет. 

И в этом контексте очень показательно предложение из законопроекта №3336 внести изменения в ст. 7 закона "О регулировании градостроительной деятельности". Согласно предлагаемым изменениям, если местные советы не создали исполнительные органы по вопросам архитектурно-строительного контроля, полномочия такого контроля осуществляет центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам госархконтроля и надзора (кроме предоставления документов на право проведения подготовительных и строительных работ и введения в эксплуатацию объектов).

Следовательно, принятие закона приведет не к разрушению монополии ГАСИ, а напротив – к сверхмонополии на соответствующие полномочия. И одновременно – к фактическому отсутствию контроля, т.к. чиновники из Киева должны будут обеспечивать его на огромных и не связанных между собой территориях, что потребует невероятных ресурсов.

Не менее удивительны предложения по изменению ст. 41 закона "О регулировании градостроительной деятельности".

Если совсем кратко, то даже создав необходимые органы, местные власти практически не будут иметь шансов остановить незаконные строительные работы.

Во-первых, законопроект №3336 предполагает, что порядок остановки строительных работ, которые не соответствуют требованиям законодательства, строительным нормам или градостроительным условиям и ограничениям, должен разработать и утвердить Кабинет Министров Украины. Все, кто когда-либо сталкивался с разработкой подобной нормативной документации, знают, что в лучшем случае речь может идти о месяцах кропотливой работы. Которая опять же может начаться только после того, как законопроект №3336 станет законом.

Однако, скорее всего, реально остановить работы можно будет только в судебном порядке, о чем нам говорит еще одно предложение из законопроекта о внесении изменений в ту же ст. 41.

В существующей на сегодняшний день версии закона "О регулировании градостроительной деятельности" органы ГАСК могут издавать обязательные для исполнения предписания заказчикам строительства об устранении при нарушении требований законодательства в градостроительной сфере или строительных норм и правил, а также предписания об остановке подготовительных и строительных работ.

Законопроектом же №3336 органам местной власти в сфере архитектурно-строительного контроля предлагается оставить только право выдачи предписаний об устранении нарушений. Чтобы остановить строительство, нарушающее законодательство, строительные нормы или градостроительные условия и ограничения, ГАСКам нужно будет обращаться в суд.

К слову, запретить эксплуатацию объектов, которые в эту эксплуатацию не будут приняты, тоже можно будет исключительно в судебном порядке. 

При этом все предложения местных органов ГАСК по расширению полномочий, основанные на реальной практике и необходимые для предотвращения самовольного строительства, в том числе самовольного захвата земельных участков, "реформаторами" были проигнорированы.

Есть у реформы начало, нет у реформы конца

Давайте кратко очертим перспективы "реформы". В нынешнем виде принятие законопроекта №3336 может затянуться на неопределенный срок, если вообще состоится. Но даже если будет политическая воля, пройдет не меньше нескольких месяцев, прежде чем он пройдет комитеты, два чтения, будет подписан президентом и опубликован. Т.е. произойдет это не раньше осени.

Без закона новые органы, создание которых анонсировал Кабмин, нормально работать не смогут. И более того, прошлогодний пример создания Государственной таможенной службы показал, что с момента назначения главы центрального органа исполнительной власти и до начала относительной готовности ведомства к работе проходит не менее пяти – шести месяцев. Следовательно, с учетом назначения 5 мая и.о. главы Госинспекции по вопросам градостроительства, реально она также сможет заработать не раньше осени.

Осенью же нас ожидают местные выборы, поэтому даже при самых невероятно благоприятных условиях местные советы начнут формировать органы в сфере ГАСК не раньше начала 2021 года. Еще раз – это в лучшем случае. А если быть реалистом, весь процесс реформы от закона до приведения в норму полномочий всех органов на местах могут пройти, без преувеличения, годы!

При этом в нынешнем виде вместо необходимого контроля и реальных рычагов предотвращения правонарушений в строительной отрасли мы получаем "реформу", аналогичную реформе регистрационной службы 2016 года. Тогда работа частных структур в сфере регистрации вылилась в многочисленные правонарушения с захватом коммунальной и государственной собственности. Но, по-видимому, предыдущий опыт подобных "реформ" ничему не научил. Вновь выбран путь абсолютно сырого и несбалансированного законопроекта и создания новых органов, что приведет к еще большим проблемам и путанице.

Остается надежда, что в ходе принятия законопроекта его нормы будут доработаны с учетом многочисленных предложений, поступивших от органов ГАСК на местах.

Тем временем в Одессе, например, сейчас уже более полусотни объектов классов СС1 и СС2, которые возводятся самовольно, и которые мы не имеем права ни проверить, ни остановить самостоятельно. В отдельных случаях для этого получается привлечь правоохранительные органы или другие подразделения Одесского горсовета. Но это существенно усложняет и удлиняет процедуру. И главное, ситуация стремительно усугубляется.

С аналогичными проблемами, насколько я вижу, столкнулись и во Львове. И наверняка – в других городах Украины тоже. Потому что, позволю себе процитировать львовского коллегу: "Для недобросовестных застройщиков настало золотое время: строишь – и никто ничего не может тебе сделать".

Источник: "ГОРДОН"

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.