Об "успехах" политики валютной либерализации. За 15 банковских дней октября 2024 года население уже купило $977 млн иностранной валюты, тогда как за 15 банковских дней октября 2023 года населением было куплено $576 млн (прирост +70%!).
В октябре прошлого года НБУ перешел на гибкое курсообразование. Тогда переход на гибкое курсообразование сразу же создал шок нового валютного спроса. Октябрь 2023-го стал пиковым с начала войны как по объемам интервенций НБУ, так и по объемам покупки валюты населением. Тогда Нацбанком было продано $3,3 млрд валюты, в том числе $0,7 млрд – продано населению.
По логике НБУ, со временем валютный спрос должен был уняться.
Однако через год спрос не только не угас, но и существенно усилился.
Чиновники НБУ просчитались, а специалисты МВФ молча наблюдают. Логика НБУ оказалась ошибочной, о чем я неоднократно предупреждал.
Гибкость курса фундаментально разбалансирует ожидания, прогрессивно генерирует новый и новый спрос.
Отказ от фиксации курса наносит неоправданный ущерб Украине.
Сколько бы нам партнеры ни давали средств, НБУ все спускает на политику валютной либерализации, и чем дальше – тем больше.
Бессмысленная растрата валютных резервов уменьшает устойчивость экономики к будущим валютным шокам.
Действия НБУ по агрессивной либерализации валютного рынка во время войны де-факто халатны.
Политика валютной либерализации должна быть приостановлена до конца войны, это вопрос национальной безопасности.
В последнем меморандуме МВФ ухудшил оценку структурного дефицита платежного баланса Украины для 2024 года на $1,6 млрд – до $40,5 млрд за год (по сравнению с предварительным пересмотром с июня 2024 года). Эту сумму условно можно считать оценкой дополнительных потерь валютных резервов от неудачных экспериментов НБУ по либерализации валютного рынка, что привело к неожиданному для НБУ и МВФ повышению валютного спроса. В частности, в 2024 году валютные интервенции НБУ выросли на 21%, а валютный спрос со стороны населения увеличился в 3,5 раза.
Отказ от фиксации курса наносит неоправданный ущерб Украине.
Источник: Богдан Данилишин / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора