$39.60 €42.44
menu closed
menu open
weather +13 Киев
Дарка Олифер
ДАРКА ОЛИФЕР

Пресс-секретарь второго президента Украины Леонида Кучмы

Все материалы автора
Все материалы автора

Тузла – наш первый со времен референдума 1991 года пример безусловного единства власти, армии и общества. Сегодня 20 лет первой выигранной битве

20 лет первой выигранной битве.

23 октября 2003 года – день, когда Украина поставила точку в попытке России захватить Тузлу – крохотный остров, который на самом деле является стратегическим объектом: кто владеет Тузлой – владеет Керченским проливом и контролирует судоходство между Черным и Азовским морем.

В тот день президент Украины Леонид Кучма, прервав ряд государственных визитов по странам Латинской Америки, возвращается домой – его самолет садится в Симферополе, а оттуда он отправляется вертолетом на Тузлу.

Из истории вопроса: за месяц до того россияне начинают "берегоукрепительные работы" – намывают дамбу от своего Краснодарского края до нашего острова. В течение нескольких недель Путин делает вид, что это все – местная самодеятельность, о которой он ничего не знает и обещает "разобраца".

В это время у коллективного Запада – "медовый месяц" с хозяином Кремля. А Москва делает все, чтобы дискредитировать Украину в глазах Запада.

Тузла – наш первый пример безусловного и решительного единства власти, армии, общества со времен референдума 1991 года.

Далее – прямая речь президента Украины (1994–2005 годы) Леонида Кучмы к годовщине тех событий:

– На Тузле я увидел главное – готовность армии дать отпор. А еще – результат совместной работы разных ведомств. Министерство обороны, пограничники, работники Министерства транспорта, которое тогда возглавлял Георгий Кирпа, в считанные недели превратили пустынный остров в крепость.

Я отдал приказ в случае нарушения границы стрелять по россиянам. Я предупредил в разговоре об этом Путина. После этого дамба остановилась.

Проявления нынешней российской стратегии еще тогда можно было увидеть по списку. Это было первое "нас там нет" – ведь Путин уверял, что Кремль не имеет отношения к строительству. Это была первая гибридная агрессия, формально без оружия, когда вперед выдвинули строителей – это фактически то же, как при аннексии Крыма Путин говорил, что перед российской армией они выставят мирных бабушек и посмотрят, как украинцы в них будут стрелять. Это была первая "прокси-операция", ведь силовым элементом россиян сначала должны были быть "казаки" – этакая первая ЧВК. Это был первый прицел на Крым. И точно Путин не остановились бы перед большой кровью – ведь в его "активе" уже была Чечня.

Украину 2003-го и Украину 2023-го объединяют готовность власти и нации к сопротивлению. Этого, к сожалению, не было весной 2014 года во время оккупации Крыма. Тогда оказалось, что Тузла была "неизученным уроком". Но, думаю, боль и стыд 2014-го стали таким шоком для украинцев, что повторить это они бы не согласились ни за что. Поэтому в феврале 2022 года и общество, и войско, и власть во главе с президентом были едиными в готовности бороться. Такое же единство было и в кризис вокруг Тузлы, когда украинцы стали первыми, кто заставил отступить Путина.

Источник: Дарка Оліфер / Facebook

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.